1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 356-82-56

Наши партнеры

Учреждения Образования

УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Барановичский технологический колледж” Белкоопсоюза

УО “Брестский государственный торгово-технологический колледж”

УО “Полоцкий торгово-технологический колледж” Белкоопсоюза

 

УО “Гомельский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

УО “Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей”

УО “Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Гродненский колледж экономики и управления” Белкоопсоюза

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ учреждения образования “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж торговли”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Молодечненский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

Филиал учреждения образования “БТЭУ”
“Могилевский торговый колледж”

ГлавнаяНовости30 лет вместе со своим народом
10 июля 2024

30 лет вместе со своим народом

Ровно тридцать лет назад, 10 июля 1994 года, белорусский народ сделал поистине судьбоносный выбор, предопределив будущее нашей страны на много лет вперед. В этот день Александр Лукашенко одержал убедительную победу во втором туре президентских выборов, став первым Президентом независимой Беларуси. Беззаконие, хаос, отчаяние, безнадега — так можно охарактеризовать атмосферу того времени. Казалось, еще чуть‑чуть — и страны просто не будет. Спасти ее могла только сильная власть, способная быстро принимать решения и обеспечивать их выполнение. Такую власть уставшие от безысходности люди увидели в лице Александра Лукашенко. Ему поверили, за ним пошли. Потому что это был единственный кандидат, который в основу своей политики поставил не интересы политических элит, олигархов и иностранных «благодетелей», а заступился за простого рабочего с завода, за трудягу‑хлебороба, за учителя, врача, пенсионера. «Ни с левыми, ни с правыми, а со своим народом» — с таким слоганом будущий Президент шел на выборы. Его же придерживается до сих пор, требуя от вертикали власти во всем руководствоваться главным принципом справедливости. О том, как изменилась Беларусь за прошедшие годы, каким был путь становления национального лидера, — в  проекте «Сердцем за Беларусь», посвященном 30‑летию первых выборов Президента Беларуси. Тридцать лет назад тогда еще кандидат в Президенты Александр Лукашенко пообещал отвести страну от пропасти и слово свое сдержал. Сегодня Глава государства уверенно ведет Беларусь к новым целям, потому как народ в него верит, а он как настоящий лидер верен своему народу и своим принципам. По‑другому просто не может, о чем и сказал 6 июля во время выступления на республиканском празднике «Купалье» («Александрия собирает друзей»):

— Не дай бог вам, получив от кого‑то все, что вы хотели, потом не оправдать это доверие. Тяжелейшее для человека. И когда меня недавно спросил журналист из России, что самое трудное, я ему сказал: оправдать доверие людей. Казалось, за три десятка лет пора уже и как‑то закостенеть, успокоиться. Но ничего подобного. И это все отсюда, от этой земли: ценить людей, дарить им счастье, делать все для того, чтобы они о тебе просто плохо не думали.

1994 — 2000‑е годы. Формирование белорусского государства и истинного народовластия

Тридцатилетие института президентства отмечаем мы в эти дни. 15 марта 1994 года Верховный Совет принял Конституцию Республики Беларусь, которой наша страна объявила себя унитарным демократическим социальным правовым государством. И президентской республикой. Летом того же года состоялись первые выборы Президента Беларуси. Они проходили в два тура — 23 июня и 10 июля. Несмотря на беспрецедентное противодействие «административного ресурса», даже в первом туре среди шести кандидатов Александр Лукашенко набрал 44,82 процента голосов, а во втором — уже 80,34 процента. Хотя по озвученному в те дни мнению одного из депутатов, и первые данные Центризбиркома, и расчеты наблюдателей показали, что в реальности Александр Лукашенко побеждал уже в первом туре с результатом 54 — 56 процентов.

Рабочая поездка в Солигорск. 13 октября 1994 года. 

  • Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Вы не знаете, что такое быть Президентом. Я вам должен сказать, что это страшная ноша. Это только, может, людям кажется, что Президент — это его показывают на телевидении и даже организуют мост в прямом эфире и так далее. Но это только чисто внешний антураж. А если коснуться существа, то это тяжелейшая ноша, это бессонные ночи, это нервные потрясения, это оппозиция — и зачастую неконструктивная.
    В интервью передаче «Диалог в прямом эфире», ноябрь 1994 года.

 

От пропасти развала — к стабильности и прогрессу

14 июня 1994 года в «Народной газете» были опубликованы тезисы программы кандидата в Президенты Республики Беларусь Александра Лукашенко «Отвести народ от пропасти». Уже первые строки этого исторического документа живописуют забытый многими сегодня ужас ситуации тех дней:

«Мы стоим над пропастью системного кризиса государства. Даже после Великой Отечественной войны такого не было. Общий спад производства составил 40 процентов. Сельское хозяйство отброшено на 20 лет назад. Инфляция в 1993 году составила 1700 процентов и возрастает на 50 процентов ежемесячно. Остановлено производство на многих предприятиях, растет безработица. Снижается мотивация к производительному труду. Процветают спекуляция, насилие, размываются моральные устои общества, честность и порядочность становятся категориями третьего сорта. Преступность замахнулась не только на безопасность граждан, но и на само государство. Коррупция парализовала работу власти. По живому разрезаны традиционные связи братских народов».

В том же 1994 году была утверждена Программа неотложных мер по выходу экономики Республики Беларусь из кризиса, благодаря которой удалось замедлить рост инфляции и потребительских цен. Беларусь одной из первых стран СНГ преодолела последствия экономического коллапса, вызванного распадом СССР, и заняла лидирующие позиции в темпах наращивания своего экономического и социального потенциала.

Спустя чуть более 26 лет, летом 2020‑го, нашу страну сотрясут уже иные, искусственные катаклизмы. Инспирированные извне. И Глава государства на митинге в Минске 16 августа 2020 года будет вынужден вновь обратиться к давно забытому, как оказалось, прошлому:
— Тогда, в середине девяностых, на митингах и площадях, к сожалению, и здесь в Парламенте мы уничтожили то, что было дано нам Богом: свою огромную великую империю, без которой не решался ни один вопрос в мире. Мы получили кровавый обрубок этой империи. Что хотели тогда те люди, вы? Вы просили кусок хлеба. Вы просили 20 долларов заработной платы, просили спасти заводы, вы просили трактор, комбайн, чтобы спасти село. Вы просили тогда не приватизировать заводы и фабрики. Вы просили не отнимать у крестьян землю. Вы просили не вводить платные медицину и образование. Вы просили вернуть честь офицеру и солдату, которые боялись выходить на улицу.
 

В апреле 1991 г. Беларусь сотрясла череда протестов и забастовок — после двукратного повышения цен на розничные товары.

Александр Лукашенко резюмировал, вызвав овацию площади Независимости:

— Вы просили меня, совсем молодого, неопытного человека, отвести народ от пропасти. Мы это сделали. Мы сделали то, о чем мечтали миллионы предшественников. Мы построили суверенное независимое государство впервые в нашей истории. Время выбрало тогда нас, и мы это сделали!

Какой ценой, каким самоотверженным трудом миллионов белорусов и их национального лидера это было сделано — об этом уже написаны тысячи статей и десятки книг. Уже к концу десятилетия, вобравшего в себя и крах огромной советской державы, и формирование на ее обломках суверенного белорусского государства, беспристрастные индикаторы статистики стали отмечать весьма позитивные сдвиги.

Белорусский народ и его молодая страна не только отступили от пропасти — они вышли на долгожданный простор созидательного развития. «От пропасти развала и социального взрыва к стабильности и прогрессу» — эта главная программная задача Александра Лукашенко была полностью выполнена.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Роман Внучко, депутат Верховного Совета Белорусской ССР 12‑го созыва (1990 — 1995 гг.), в 1995 — 2000 гг. — работник банковских и финансовых организаций, с 2000 по 2003 год — помощник Президента, главный инспектор по Витебской области:

— Когда мы приняли Декларацию о независимости, была эйфория. Но этот документ не давал ответа на главный вопрос: мы не знали, к чему придем. В стране начался хаос, причем серьезный. Во-первых, мы лишились, по сути, половины законодательной базы, которая действовала до того, особенно касательно налогов, бюджета, денег, финансов. Целый ряд экономических законов, действовавших в СССР, утратил силу с принятием Декларации о независимости. А во-вторых, и это самое главное, у нас не оказалось лидера в стране. Да, были Совет Министров, его председатель, но это была гвардия, работавшая в условиях СССР, когда руководящий центр направлял, указывал и помогал. Кроме того, еще при Горбачеве случилось страшное событие: руководителей предприятий, организаций, колхозов и совхозов начали избирать на общих собраниях. И, как правило, сильных, мудрых и лучших руководителей тем самым лишили мест.

Начался общий развал. Начали разбазариваться все основные фонды, которые были в республике, возникло серьезное расслоение общества: кто-то богател, а все больше населения оказывалось в нищете. Приватизационные чеки ситуацию не улучшили, коллапс приближался: случалось даже, что в больницах не было простыней, а в столовых ножи и вилки помечали метками или сверлили в них отверстия, чтобы предотвратить кражи. Инфляция доходила до 300 процентов в год, не хватало денежной массы. Депутатами Верховного Совета были примерно 350 человек, а постоянно работали (в комиссиях) — 75. Мы работали допоздна, а когда выходили из Дома Правительства (жили мы в гостинице «Минск»), нас сопровождала милиция, потому что на тротуарах стояла масса народа, нехорошо нас встречавшая. Председателям комиссий и иным, допоздна работавшим, даже выдали пистолеты Макарова…

Иными словами, ситуация была не просто аховая, иного выхода не было: стране нужен был национальный лидер. Неудивительно, что Верховный Совет при всем его разнообразии, при наличии множества политических взглядов решил избрать Президента страны, дав ему полномочия, — чтобы он смог навести порядок. Тогда кандидатами в Президенты было шесть человек, и победа Александра Лукашенко не всем оказалась по нраву: править хотели многие. Но выборы были поистине демократичными, никто вмешаться извне и повлиять на ход голосования не смог. И народ свое решение принял. На мой взгляд, совершенно правильное. Народ поверил одному. С тех пор у нас есть управление и порядок — и это самое главное.

  • Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Я говорю о государственном регулировании экономики, в том числе и в обществе, если говорить об этом в широком плане. Ни одно государство от этого никогда не отказывалось. Если вы знаете такие государства, назовите их мне. Я таких государств не знаю. Ни Германия, ни та же социалистическая, как мы ее называем, Швеция, ни та цивилизованная Америка — они от этого не отошли. Степень разная, у нас она больше. Почему? Потому что мы увидели, если мы сегодня не положим конец тому беспределу, который у нас творится, то завтра будем пожинать бурю.

    В интервью передаче «Диалог в прямом эфире», ноябрь 1994 года.

«Саморегулирующая» роль неконтролируемого рынка проявилась только в создании дефицита и очередей.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Павел Минченко, журналист издательского дома «Беларусь сегодня»:

— В 1994 году я работал на Могилевском областном радио. И попутно подрабатывал на полставки собственным корреспондентом Республиканского радио. 10 июля — день второго тура президентских выборов — с утра был, в принципе, обычным. Проехался по нескольким участкам, услышал мнения избирателей. А потом отправился в областной избирком: надо было узнать последние цифры о ходе голосования. Иду в облисполком и вижу непривычную картину: в коридоре, сидя на подоконнике, скучает милиционер с автоматом. Захожу в кабинет, а там несколько доверенных лиц кандидата в Президенты Лукашенко. И сам Александр Григорьевич. Член избирательного штаба (на тот момент главный редактор областной газеты «Могилевские ведомости») Григорий Кисель периодически говорит соратникам «надо поговорить» и выскакивает с кем-нибудь в коридор на пару минут. Сам же Лукашенко невозмутим. По крайней мере, внешне. Думаю, вот она, журналистская удача — есть возможность первым взять интервью у избранного Президента. Да, еще не вступившего в должность, да, еще официально не озвучены результаты выборов. Но (это уже понятно по цифрам) ставшего действительно народным избранником. Включаю репортерский магнитофон и задаю вопрос… Беседа тогда получилась недолгой. Всех деталей за давностью лет не восстановлю, но в память врезалась одна фраза: «Запомните этот день. Начиная с него буду делать все, чтобы жизнь белорусов становилась все лучше и лучше». Подумал тогда: насколько смел человек, не боится давать конкретные обещания. Не оставляя при этом себе маневра для отступления. Вроде «сделаю все для…», чтобы, если не удастся что-то, развести руками и сказать: «Что поделаешь, так получилось».

Интервью то переслал в редакцию. Ждал, что появится в вечернем выпуске новостей. Но в эфир его не дали. Что, в общем-то, понятно: государственные СМИ тогда поддерживали другого кандидата. Ведущий лишь ограничился фразой: «Кандидат Лукашенко в беседе с нашим корреспондентом сказал то-то и то-то». И все… То интервью вспомнил спустя год. В 1995‑м с участием Президента в Могилеве открывали мост через Днепр (до сих пор в народе его называют «новый»). Объект этот строился долго. Из-за отсутствия средств в последние годы существования СССР работы заморозили. А тут раз — и все сделали. На пресс-конференции после открытия спросил у Президента, можно ли считать открытый мост не только неким объектом, но еще и символом того, что мы все вместе, не ссылаясь на трудности, можем сделать что-то глобальное, перебравшись с одного берега жизни на другой — новый, лучший. Ответ был короток: «Однозначно!»

  • Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Сорос первый приехал, деньги привез на историческую правду, на учебники и так далее. И я ему честно и искренне сказал: господин Сорос, вы больше к нам не приезжайте, я не буду проводить эту политику. И вот тогда я стал тоталитарным диктатором, тогда я стал ненавистным. И наша страна в том числе. За что? За то, что мы хотели писать сами свои учебники. Вы знаете, какие они были тогда. За то, что мы сами хотели выстраивать свою жизнь, быть суверенными и независимыми.

    В ходе открытого урока «Историческая память — дорога в будущее», 1 сентября 2022 года.

 

Март 1995 года. Гомельская область, Брагинский район.

 
ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Вадим Боровик, политический аналитик:

— Мы давно отвыкли от того безумия, которое происходило в девяностые. Была полная неразбериха в экономике, валютчики на каждом шагу («доллар, марочка, российские рубли»). Серьезное влияние ОПГ — объединенных преступных группировок. И на этом фоне — махрово расцветавшая деятельность различных структур, финансировавшихся извне, — Фонда Сороса и прочих, которые под видом различных благородных целей имели задачу поставить под контроль экономическую и политическую системы Беларуси, получить под контроль основные наши предприятия. Их бы совершенно устроил Лукашенко, будь он политиком, готовым предать национальные интересы и закрыть глаза на коррупцию и всю ту мутную воду, в которой им можно было «ловить рыбу».

Но белорусский Президент был поистине народным, причем избранным как раз на волне борьбы с коррупцией и чванством. И люди, наши сограждане, голосовали именно за него — человека, боровшегося за порядок и дисциплину, за право белорусов быть хозяевами на своей земле. Напомню, первое, что он сделал, — вычистил с белорусской земли весь криминалитет: рэкетиров, валютчиков. А ведь до того на центральных рынках Минска арендная плата была менее 100 долларов, но 400 при этом ежемесячно нужно было платить рэкетирам. К нам стали бояться заезжать «воры в законе» из соседних республик, поскольку разговор с ними у нас был коротким. То есть мы стали жить в правовом поле. Кроме того, с белорусского ландшафта были удалены деструктивные международные псевдодемократические фирмы. И это также стало важным шагом. Александр Лукашенко и его команда принципиально начали проводить самостоятельную внутреннюю и внешнюю политику, не позволили разграбить народное добро, очень точечно и взвешенно вели приватизацию. Иными словами, те годы для Александра Лукашенко были, с одной стороны, крайне тяжелыми (вспомните многолетний и казавшийся безнадежным долгострой Дворца Республики в самом центре белорусской столицы, безнадегу чернобыльской зоны и многое другое), а с другой — с них начался отсчет пути к настоящему порядку и процветанию. Остался в прошлом авторитет криминала, ныне авторитет — у правоохранительных органов, силовых структур, органов госбезопасности, Вооруженных Сил. Мы сохранили память о Великой Победе, воспитали уважение к своему Государственному флагу. Лукашенко выстроил систему, которая позволила Беларуси сегодня занять достойное место в семье народов мира.

  • Президент Беларуси Александр Лукашенко:— Только в результате конституционной реформы мы сможем уйти наконец от бесконечных бессмысленных политических баталий наверху и сосредоточиться на проблемах, которые больше всего волнуют наших людей… Именно в сильной власти сегодня спасение для нашего государства и экономики. При слабом Президенте наши доморощенные либералы под разговоры о всеобщем благе всех нас без штанов оставят в собственной стране.

    В ходе выступления на республиканском совещании работников агрокомплекса, 9 октября 1996 года.

 

Формирование истинного народовластия

Обозначив цели в своей предвыборной программе, Александр Лукашенко отмечал: «Это можно сделать, основываясь на новых принципах деятельности власти, которая должна стать: высокоответственной, народной, а не партийной, компетентной, а не клановой». Ответственность и народность новой власти проявили себя буквально в первые годы института президентства: важнейшие вопросы государственного и общественного развития принимались Президентом с безусловным учетом мнения белорусского народа.

Первый за годы независимости референдум в истории нашей страны был проведен 14 мая 1995 года, дав ответы на четыре вопроса: о придании русскому языку, наряду с белорусским, статуса государственного; об изменении государственной символики; о поддержке действий Президента, направленных на экономическую интеграцию с Российской Федерацией; о необходимости внесения изменений в Конституцию, которые предусматривают возможность досрочного прекращения полномочий Верховного Совета.

Решать судьбу этого органа, становившегося все более деструктивным, пришлось и год спустя. К 1996‑му противоречия между Президентом и так и не привыкшим за два года к новому центру власти Парламентом обострились настолько, что страна, только-только выбирающаяся из экономического коллапса, вступила в полосу кризиса политического. Для его преодоления Александр Лукашенко предложил провести референдум по внесению изменений и дополнений в Конституцию, превращающих республику из парламентско-президентской в президентскую.

11 июня 1996 года «СБ» писала: «Верховный Совет во многих случаях говорил гораздо эффективнее, чем делал… Вряд ли в управлении государством можно добиться чего-то путного, если даже наиболее солидные люди будут подменять законотворческую работу политической трескотней».

Но до того как вынести вопросы конфликта двух ветвей власти на демократический народный суд, в Беларуси было впервые проведено еще одно знаковое мероприятие, положившее начало, по сути, новому политическому институту, — I Всебелорусское народное собрание, на котором Президент решил обсудить с белорусским народом стратегию и тактику развития страны. Его итогом стало принятие первой в истории суверенной Беларуси программы социально-экономического развития страны на пятилетку.

Инспирированная по американским и польским лекалам забастовка сотрудников минского метро. Август 1995 г.

Но самое главное, ВНС, как и сформированный по результатам второго референдума новый двухпалатный Парламент — Национальное собрание Беларуси, — подтвердило формирование истинного народовластия в Беларуси. И на его основе — власти, решающей исключительно народные интересы.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ
Михаил Пискунович, главный агроном УП «Короли» Глубокского района, делегат I Всебелорусского народного собрания (1996 г.):

— Тот период запомнился становлением Беларуси как суверенного государства. Конечно, это был период больших надежд. И они, надо сказать, оправдались. Остались далеко в прошлом задержки с выплатой зарплаты, уже много лет она стабильна. К нам в хозяйство сегодня приходят молодые кадры: в бухгалтерию, механизаторами. Улучшены автодороги, создана вся необходимая инфраструктура. Обновлен сельскохозяйственный машинный парк, мы сохранили и развили производство тракторов, комбайнов, автомобилей. Обеспечен выход сельхозпродукции на мировой уровень, ее высокая степень конкурентоспособности. Конкретно в нашем хозяйстве полностью модернизирован машинно-тракторный парк, получены новые агрегаты. В отрасли животноводства построена роботизированная ферма, помещения для содержания телят, многие другие. И мало уже кто помнит, что сразу после развала СССР была полная неопределенность. Ныне же все поставлено на высший уровень, работа ведется на перспективу: на увеличение урожайности сельскохозяйственных культур, совершенствование технологий их возделывания. Но самое главное, пожалуй, у людей возникла личная психологическая причастность к общему и крайне важному делу — обеспечению продовольственной безопасности нашей страны. А потому и отношение к труду поменялось в лучшую сторону, и степень личной ответственности возросла. Потому что знаем, за что работаем и для чего работаем. Труд на земле нелегок, но вновь в почете. И есть уверенность в завтрашнем дне. Сейчас я вновь могу повторить, что не раз уже говорил: идем мы в правильном направлении. И потому, уверен, с каждым годом результаты будут все более значительными.

Юрий Кулаковский, депутат Палаты представителей 1‑го и 3‑го созывов, в 2000 — 2004 гг. — помощник Президента — главный инспектор по Могилевской области:

— Президента знаю очень давно — еще в Могилевском педагогическом институте на историческом факультете вместе с Александром Григорьевичем учился. И с тех пор помню один случай. Александр Лукашенко во время летней сессии сдавал экзамен по истории Беларуси. Преподаватель — Яков Иванович Трещенок — хотел поставить студенту четверку. Но Лукашенко от этой оценки отказался: мол, осенью сдаст на пятерку. И сдал! Практически он сделал невозможное — получить отличную оценку у Трещенка было очень сложно, сродни чему-то фантастическому. Студенты и преподаватели восхищались, помню: «Ну Лукашенко молодец — пообещал и сделал».

В первое время своего президентства Александр Григорьевич сам принимал граждан по личным вопросам. Люди были в восторге — ну как же, сам Глава государства решает их проблемы. Я же, когда уже работал в Парламенте, обратил внимание Президента на одну проблему: мол, вот вы людей выслушиваете, а ни у одного председателя райисполкома (не говоря уже о руководителях областей) не предусмотрено ни часа для личного приема граждан. Сразу же была создана комиссия, которую я возглавил. И мы изучали ситуацию по всей стране — в органах власти, министерствах, ведомствах. Об итогах работы комиссии доложил Президенту в его кабинете — записка, помню, была страниц на 20. После чего была выстроена система работы с обращениями. Люди перестали добиваться приема непосредственно у Главы государства — проблемы стали решаться на местах.
 
 

2000 — 2010 годы. Становление суверенной и независимой страны


Вслед за формированием молодого и суверенного государства и истинного народовластия в нем — а по сути, параллельно с этим — шло экономическое становление нашей независимой страны. Именно тогда, в начале нового тысячелетия, ­­Президентом Александром ­­Лукашенко была сформулирована парадигма «За сильную и процветающую Беларусь!», ставшая не только лозунгом состоявшегося в мае 2001 года второго Всебелорусского народного собрания, но и магистральным путем национального развития.

  • ­­Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:— Мы сумели сделать нашу страну не только суверенной, но и экономически независимой, что гораздо сложнее. У нас сохранена и приумножена общенародная собственность. Наша экономика развивается не за счет ­­чьих- то подачек, а за счет нашего собственного труда. У нас сохранена и приумножена такая общенародная собственность, которая позволяет защитить наш народ.

    На третьем Всебелорусском народном собрании, 2 марта 2006 года.

Во время рабочей поездки по Минскому району, 2006 год.

Крепко стоять на земле

Экономическое становление страны в первое десятилетие XXI века вполне можно сравнить с советской индустриализацией ХХ столетия. Тем более что важнейшим приоритетом для Беларуси был и остается экспорт, его рост и обязательно диверсификация.

По настоянию Главы государства была принята Национальная программа развития экспорта на 2000 — 2005 годы, отдельно — Программа развития экспорта продукции АПК, ряд других документов, касающихся товаропроводящих сетей, логистической, валютно-финансовой, денежно-кредитной систем. С начала тысячелетия белорусские специалисты начинают штудировать науку маркетинга, логистики, мировую конъюнктуру цен. Вместе с ростом экспорта наращивали инвестиционный импорт. Иными словами, валюта вкладывалась в обновление производства. Результат не заставил ждать: белорусский АПК стал крупным игроком на экспортном поле.

В марте 1996 года во время рабочей поездки в Гомельскую область ­Президент посетил Головное специализированное конструкторское бюро «Гомсельмаша», где ознакомился с выпускаемыми машинами. И с проектом новой — «Полесье-Ротор».

Уже к началу августа 1996 года макетный образец проходил испытание в колхозе имени Урицкого Гомельского района, а 24 августа на испытание новой машины в Ветковский район прилетел ­Президент. Дав положительную оценку новой машине, Глава государства пообещал материально помочь ее созданию. И слово сдержал.

На международной выставке в 2000 году в Москве зерноуборочный комплекс КЗР-10 «Полесье-Ротор» удостоен диплома первой степени и золотой медали. Позже достойный вклад в отечественный машинный парк внесут суперкомбайн «Палессе GS 2124», «Лида-1300» и множество других белорусских машин.

  • Президент Беларуси Александр ­­Лукашенко:— Им (недоброжелателям на Западе. — Прим. ред.) хочется, чтобы во власти был раздрай… Если это экономика, особенно постсоветских республик, то это обязательно — порезать на куски и раздать. Термин существовал, его нам привезли — приватизация. Но никто при этом не подумал: ведь это не мое. И вы, и я, и кто-то другой не имеет никакого права посягнуть на эту собственность. И у какого политика сегодня хватит силы воли и ответственности, чтобы всe то, что принадлежит народу, поделить на куски и раздать?! И многое-многое другое. Вот мы на них не похожи. Как это так?! Страна, которая не имеет ресурсов, и она сегодня как-то еще выживает?! Как это она не стала в ряд с теми странами, которые сегодня успешно разрушаются и которые сегодня бомбят?!

    Из Послания белорусскому народу и Национальному собранию, 21 апреля 2011 года.

Созидание вглубь и вширь

Символично, что именно на этот период становления нашей страны пришлась и миллиардная тонна руды, которой отметил очередную годовщину Солигорска и День шахтера коллектив РУП «ПО «Беларуськалий». Юбилейная тонна была добыта 29 августа 2003-го.

А 8 мая 2009 года ­Президент принял первую очередь нового рудника — Краснослободского. Первую миллионную тонну руды на котором добыли в октябре 2010-го.

Кстати, если три десятилетия назад извлечение полезного ископаемого составляло 50 — 55 процентов, то сейчас — 80. Это показатель рационального использования недр.

Кстати, еще о тоннах, миллионах и миллиардах. Страна, в начале девяностых буквально балансировавшая на краю пропасти, уже ко второму десятилетию президентства пришла с солидным золотым запасом. Как доложил Главе государства руководитель Нацбанка, по состоянию на 1 января 2006 года золотой запас Беларуси составил 25,02 тонны. Для сравнения: семью годами ранее, в 1999 году, золотой запас составлял всего 1,2 тонны.

Александр Лукашенко во время посещения Центрального хранилища Национального банка, 2006 год.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Виктор Матиевич, в 2002 — 2022 гг. — генеральный директор ОАО «Моготекс»:

— Когда в 2002 году пришел руководить «Моготексом», предприятие находилось, образно говоря, по пояс в болоте. Еще шаг, и могло случиться непоправимое. Впрочем, мы были не одиноки. Многие производства страны тогда находились в аховом положении. Что касается финансов, к примеру, то бал правили зачетные схемы: по сырью, электроэнергии… Лишь 20 процентов выручки поступало на расчетный счет в виде живых денег. И все они уходили на зарплату. О каком развитии можно было говорить? Мы поставили первоочередную задачу перед собой — максимально снизить число зачетных схем и перейти на расчеты именно деньгами. В 2003 — 2004 годах это удалось сделать. Зачеты в структуре расчетов стали составлять не более 25 процентов. Не добавляло оптимизма и мнение многих, что предприятие вот-вот рухнет, не выдержав конкуренции с китайскими производителями, которые тогда начинали экспансию на рынок постсоветских стран. Приезжали к нам как-то россияне, представлявшие интересы крупных корпораций. Так достаточно откровенно удивились: «Вы еще живы? Китай вас не положил?» В общем, считалось, что у белорусской легкой промышленности будущего нет как такового.

С чем мы были в корне не согласны. Это и корпоративная гордость. И желание помочь Главе государства, решающему задачу подъема экономики. Которого невозможно было бы добиться без мини-реформ на каждом отдельно взятом предприятии. Вот и мы взялись за исправление «на местах». Понимали: у конкурентов мягкие требования к качеству. Потому решили выпускать ткани, соответствующие стандартам, — по износостойкости, гигроскопичности. В 2006 году начали программу технического переоснащения. Из сравнительно недавнего: «Моготекс» побеждал на международных конкурсах, входя в число законодателей мировой моды на ткани, отправлял свою продукцию в… Китай. Всего этого могло и не быть — без поддержки государства, ­Президента.

Георгий Гриц, экономист:

— Я бы этот период выделил особенно. Если в девяностых и нулевых годах фактически шел процесс недопущения краха, попыток стабилизации катастрофического падения, то в начале нулевых стала формироваться белорусская модель экономики — рыночный социализм, основанный на принципах социально-экономического консенсуса. Даже на институциональном, теоретическом уровне в это время произошло радикально ощутимое движение. В 2000 — 2008 годах фактически был период быстрого роста, в 2008 — 2009 годах наступил первый глобальный кризис — и Беларусь, с ее открытой экономикой, попала под его влияние. Но даже кризисная пора оказалась для нас достаточно успешной благодаря выбранным форматам, усилиям Правительства и прежде всего Главы государства, сыгравшего определяющую роль. В декабре 1999-го был подписан Договор о создании Союзного государства. А экономика на уровне макроэкономических процессов весьма инерционна. И благодаря тому, что в конце девяностых был заложен формат стратегического партнерства с Российской Федерацией, Беларусь достаточно успешно, даже в сравнении с западными странами, вышла из глобального кризиса и вошла в восстановительный рост.

В нулевые годы Беларусь первой из стран СНГ продемонстрировала рост стабильной экономики. Напомню, после развала ­СССР спад ВВП произошел на 48 процентов — это фактически вдвое больше, чем после Великой Отечественной войны, и втрое больше, чем американская Великая депрессия. Тем не менее с 1998 по 2005 год ВВП увеличился с 15 до 30 миллиардов долларов. За следующие три года он вновь возрос вдвое! Подобных случаев в мире можно сосчитать на пальцах, а с индустриальной открытой экономикой такое было впервые. В 2011-м ВВП по отношению к 1991 году увеличился на 191,7 процента, промышленность обеспечила рост в 149 процентов, сельское хозяйство — 23 процента, розничный товарооборот — 498,7 процента. То есть темпы роста, которые за это десятилетие обеспечила белорусская экономика, составили, по данным МВФ, 7,4 процента ежегодно за десятилетие. Беларусь фактически вошла в топ-10 стран по темпам роста экономики.

Владимир Кравцов, в 2001 — 2012 гг. — на различных должностях в Могилевском облисполкоме, в 2013 — 2020 гг. — председатель Гродненского облисполкома:

— Когда-то Могилевский автомобильный завод имени Кирова был большим крепким предприятием. В советские годы там работало около 6 тысяч человек. Предприятие выпускало широкий спектр дорожной техники для всего Советского Союза. Но после развала ­СССР техника оказалась невостребованной. Завод продолжал работу в «усеченном» виде. Понятно, финансовое положение было очень тяжелым. И появилась мысль выпускать что-то новое, а именно — вагоны, в сотрудничестве с россиянами. Новая продукция могла стать спасением для автозавода — это и новые рабочие места, и модернизация. Удалось достигнуть предварительного согласия на грядущую кооперацию с руководством Уралвагонзавода. Об идее Правительство доложило ­Президенту. Глава государства сказал, что прежде чем принимать решение, приедет посмотреть завод. Мы зашевелились — продумали маршрут, по которому собирались вести Александра Григорьевича. Расчистили там все, чтобы не очень стыдно было показывать. Но ­Президент ведь человек дотошный. Потому, приехав к нам в мае 2004 года, сошел с приготовленного пути. И пошел в такие «дебри», которые мы ему категорически не хотели показывать. Тот же механосборочный цех, где две трети станочного парка стояло, — станки старые, заказов нет. Подошел Александр ­Лукашенко к закрытым на огромный замок дверям недостроенного цеха, куда свалили все, что от руководителя страны спрятали. ­Президент говорит директору завода: «Открывай!» А тот растерялся и отвечает: «Ключа нет». В общем, не зашел Александр Григорьевич в тот цех. Но и без того перед его глазами предстало печальное зрелище. Завод был на тот момент если не окончательно убитым, то основательно добитым. Долгие годы ничего не делалось. Модернизация не проводилась, новое оборудование не покупалось. «Узкие» места, что были, еще хуже стали. Что-то вообще закрылось. И завод потерял более половины рабочих. Уже в конце посещения ­Президент собрал коллектив предприятия — прямо на площадке между цехами. И говорит, что решено вдохнуть в предприятие новую жизнь. После этого мне пришлось года полтора в «две смены» работать, каждый день планерки проводил на заводе — одну в 8 утра, другую в 8 вечера. Но создали новое производство. В цехе, где раньше собирались скреперы, установили новые технологические линии. Параллельно модернизировали литейку. Вскоре приступили к выпуску вагонов, в том числе и для перевозки калийных удобрений. Сегодня вагоны, в которых по нашей железной дороге везут калий потребителям, сделаны в Могилеве.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Валерий Байнев, профессор кафедры инноватики и предпринимательской деятельности экономического факультета БГУ, доктор экономических наук:

— В отличие от многих наших соседей, безраздельно отдавшихся «невидимой руке» рынка и ныне оказавшихся в известных трагических условиях, белорусская экономика именно в 2000 году сумела выйти на многие показатели докризисного 1990-го. Поэтому с начала нынешнего века развитие Беларуси происходит в соответствии с четкими программами (а по сути — планами) социально-экономического развития. На 2000 — 2010 годы выпали определенные такими программами исторические периоды второй и третьей (из пяти реализованных к настоящему моменту) президентских пятилеток.

У экономистов общепризнанными являются два, пожалуй, основных обобщающих показателя социально-экономического развития страны. Первый — ее удельный вес в мировой экономике, который для Беларуси в рассматриваемый период вырос с 0,115 до 0,165 процента (при удельном весе населения 0,124 процента). Эксперты отмечают, что этот рост в 1,7 раза выше, чем у наших соседей. Второй показатель — увеличение благосостояния населения, измеренного ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (то есть в международных ценах). Данный параметр за десять рассматриваемых лет в нашей стране вырос почти троекратно — с 5803 до 15 347 долларов на белоруса. Таким образом, на мой взгляд, главным достижением Беларуси за годы второй — третьей пятилеток является окончательное избавление от самоубийственного либерально-рыночного морока и избрание курса (модели) планового развития ее национальной экономики. С элементами контролируемого и регулируемого государством рынка там, где это возможно и целесообразно, что роднит белорусскую модель экономики с ее китайским и также успешным аналогом.

Николай Коротин, в 2007 — 2012 гг. — председатель Быховского райисполкома:

— На моей памяти ­Президент несколько раз посещал Быховский район. И эти рабочие поездки были чрезвычайно результативными. В апреле 2007 года район, по сути, получил очень сильный толчок к развитию. Вспоминаю, к примеру, городок, оставшийся после ушедшей в Россию воинской части. Дома там были если не развалины, то близкие к ним — с промерзающими стенами. Борис Батура, тогдашний председатель Могилевского облисполкома, сказал Главе государства, что мы собираемся «закрыть углы» в этих постройках, чтобы улучшить условия жильцов. Александр Григорьевич возразил: «Ты что, надо полностью утеплять стены!» За это поручение мы сразу и взялись. После того визита работали над газификацией района, обустройством нормальных дорог. В результате регион преобразился. Но самое главное, была построена станция обезжелезивания. И в Быхове люди перестали жаловаться на качество воды. Та поездка ­Президента стала, кроме всего прочего, отправной точкой для многих крупных инвестиционных проектов. Была проведена модернизация консервного завода: на месте старого предприятия появилось новое, современное. Следующий визит Александра Григорьевича мне запомнился особо. Была весна 2012 года, мы хотели показать ­Президенту, как идет ход посевных работ. Встречали его в поле. Ждали под достаточно сильным дождем. Вертолет сел — дождь прекратился. Эмоциональное состояние тогда было — словами не передать! Причем не только у меня — у всех, кто находился рядом. Глава государства тогда спросил у меня, как дела в районе. Доложил. Когда пришел на должность председателя райисполкома, в районе было всего 3 энергонасыщенных трактора. Стало 32. На Быховщине к тому моменту стало на 7 тысяч голов крупного рогатого скота больше. Плюс к этому вернули в хозяйственный оборот 7 тысяч гектаров пашни, которая не использовалась, заросла кустарником. ­Президент тогда признался: мол, не думал, что в не самом передовом районе можно так закрутить работу.

2010 — 2020 годы. В это десятилетие заложены многие высокотехнологические и инфраструктурные проекты, которые сегодня являются драйверами развития Беларуси

Формирование государства истинного народовластия и последующее экономическое становление суверенной и независимой Беларуси естественным образом трансформировалось в новую ипостась: развитие социального государства. Еще на III Всебелорусском народном собрании в марте 2006 года был провозглашен девиз «Государство для народа». Его подхватило и углубило в декабре 2010 года IV ВНС, на котором Президент выступил с программным докладом «Наш исторический выбор — независимая, сильная и процветающая Беларусь».

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Нет сомнений, что в Беларуси поступили правильно, начав строительство собственной атомной электростанции. У нас должна быть станция, это дешевая электроэнергия, новые технологии. Если нация хочет развиваться, то нужно идти вперед, осваивая новые проекты, и строительство БелАЭС позволяет продвинуться по многим направлениям. Мы поступаем правильно, что строим такое мощное предприятие.

Во время посещения строительной площадки БелАЭС,
9 октября 2015 года.

Президент Беларуси Александр Лукашенко 3 мая 2014 года посетил производство СЗАО «БелДжи» и лично протестировал новые легковые автомобили Geely. А сегодня можно сказать, что сбылась еще одна мечта нашего Президента — тысячи белорусов уже ездят на авто отечественной сборки. А то, что у предприятия большой портфель заказов и люди готовы ждать с конвейера эту машину, тоже о многом говорит…
ФОТО БЕЛТА

2010 — 2020 годы. В это десятилетие заложены многие высокотехнологические и инфраструктурные проекты, которые сегодня являются драйверами развития Беларуси

2010

14 января состоялся первый официальный матч в «Минск‑Арене». Указ о строительстве этого суперсовременного объекта мирового уровня был издан Президентом Александром Лукашенко в конце 2005 года.

2011

18 сентября подписано Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Китайской Народной Республикой о Китайско‑Белорусском индустриальном парке. 19 июня 2014 года в Смолевичском районе Минской области состоялась церемония закладки первого камня в строительство Китайско‑Белорусского индустриального парка. 12 мая 2015 года Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко и Председатель КНР Си Цзиньпин посетили площадку строительства индустриального парка. В присутствии глав государств первым 7 резидентам парка были вручены свидетельства о регистрации.

2012

Белорусский космический аппарат (БКА) выведен на околоземную орбиту с космодрома Байконур ракетой «Союз‑ФГ». Он весил почти 400 килограммов и был оснащен аппаратурой с разрешением около 2 метров, произведенной ОАО «ИНТЕГРАЛ» и ОАО «Пеленг».

2013

Президент подписал Указ № 499 «О сооружении Белорусской атомной электростанции», который позволил генеральному подрядчику, российскому ЗАО «Атомстройэкспорт», начать сооружение Белорусской АЭС. 26 декабря 2015 года на станцию был доставлен корпус реактора первого энергоблока, 27 января 2016‑го начат его монтаж. 6 мая 2020 года на площадку первого энергоблока доставлена первая партия ядерного топлива. 3 ноября 2020‑го первый энергоблок был подключен к сети. 7 ноября 2020 года прошла церемония его запуска, участие в ней принял Александр Лукашенко.

2014

Президентами Александром Лукашенко и Владимиром Путиным в Минске торжественно открыто новое здание уникальнейшего Белорусского государственного музея истории Великой Отечественной войны.

В том же году завершен первый (основной) этап реконструкции Национального аэропорта Минск. 3 мая 2019 года в Национальном аэропорту Минск открыли вторую взлетно‑посадочную полосу. В церемонии принял участие Президент Беларуси Александр Лукашенко.

2016

Создана Белорусская национальная биотехнологическая корпорация (ЗАО «БНБК») с целью реализации масштабного экспортно ориентированного и импортозамещающего инвестпроекта «Организация высокотехнологичного агропромышленного производства полного цикла на 2016 — 2032 годы». Цель — организация глубокой переработки зерна по современным методам биотехнологии с получением незаменимых аминокислот для производства и выхода на местный и экспортный рынки высокопродуктивных, сбалансированных комбикормов и премиксов. Проект является крупнейшим и уникальным агропромышленным комплексом не только в Республике Беларусь, но и на территории всего бывшего СССР.

2017

17 ноября состоялось торжественное открытие завода «БЕЛДЖИ» — CKD завода (мелкоузловая сборка комплектов автомобиля) полного цикла, а именно: сварка, окраска, сборка. Новое предприятие разместилось между Борисовом и другим промышленным городом — Жодино — и занимает площадь 118 га. Новый завод принял в свой штат более 1300 человек. Производственная мощность составляет до 60 000 автомобилей в год с возможностью дальнейшего увеличения производственных мощностей.

2018

Белорусские хирурги провели первую гибридную операцию на сердце. Такие операции считаются одними из самых сложных, проводятся в мире крайне редко.

Обновленный стадион «Динамо» торжественно открылся в июне 2018 года. Его масштабная реконструкция велась с 2012‑го. Строителям и реставраторам удалось сохранить исторический облик объекта, при этом сделав его современным и высокотехнологичным. Трибуны арены могут вместить около 22 тысяч зрителей.

В том же году XXXI Международный конгресс Ассоциации участников космических полетов собрал в Минске 9 — 15 сентября более 80 космонавтов из 17 стран мира. Участники посетили учебные заведения и предприятия, познакомились с белорусскими разработками беспилотников и в сфере биотехнологий, поделились своим видением продвижения совместных проектов.

2020

Президент открыл третью линию Минского метрополитена. Открытие первых четырех ее станций («Ковальская Слобода», «Вокзальная», «Площадь Франтишка Богушевича», «Юбилейная площадь») состоялось 6 ноября.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Наш социально‑политический курс не на словах, а на деле доказал свою эффективность. И многие, даже наши прежние оппоненты как внутри страны, так и за рубежом, вынуждены сегодня это признать. Благодаря своей модели развития нам удалось спасти страну от губительного кризиса, предотвратить последствия, которые пришлось испытать большинству стран мира.

Из доклада на IV Всебелорусском народном собрании,
6 декабря 2010 года.

Социальная безопасность обеспечена

Три десятилетия кряду Беларусь реализует модель социально ориентированной рыночной экономики, доказавшую свою эффективность.

На состоявшемся 6 — 7 декабря 2010 года в Минске IV Всебелорусском народном собрании делегаты признали, что реализация Программы социально‑экономического развития Беларуси на 2006 — 2010 годы и своевременно принятые меры по противодействию негативному влиянию мирового финансово‑экономического кризиса обеспечили рост национальной экономики, повышение уровня и качества жизни людей.

Новое десятилетие заложило надежный фундамент обеспечения стабильности в обществе и роста благосостояния белорусских граждан. Прежде всего — за счет модернизации экономики, наращивания социального капитала, создания комфортных условий для жизни, работы и самореализации человека. В Беларуси ежегодно около 42 процентов расходов консолидированного бюджета направляется на социальную сферу.

Укрепление общественного здоровья — одна из главных предпосылок сохранения нации. В Беларуси именно государство играет определяющую роль в создании условий для обеспечения продолжительной и активной жизни людей.

Свидетельством высокого уровня белорусской медицины служат достижения здравоохранения страны, к которым относятся 100‑процентная доступность первичной, скорой медицинской помощи; развитие высокотехнологичной медицинской помощи; практико‑ориентированное образование; законодательно закрепленный приоритет оказания медицинской помощи матерям и детям, разноуровневая система ее оказания.

Индекс человеческого развития: очень высокий

По данным доклада ПРООН о человеческом развитии, Республика Беларусь относится к категории стран с очень высоким уровнем человеческого развития. По итогам 2010 года она находилась по этому показателю на 61‑м месте в мире, по итогам 2019‑го поднялась на 53‑е место.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Владимир Гусаков, академик, председатель президиума Национальной академии наук Беларуси:

— В рассматриваемое десятилетие мир вступил в новую эпоху, которой оказались присущи динамичность, инновационность и непредсказуемость трансформаций во всех сферах экономики и общественной жизни. Это потребовало от всех стран активного интеллектуального поиска, прорывных идей и быстрой материализации научных замыслов в целом ряде сфер — искусственном выращивании органов и тканей, разработке нанолекарств с заданными свойствами, создании искусственного интеллекта. И по всем мировым достижениям в этих сферах белорусская наука остается на передовых позициях, а в каких‑то даже лидирует. Белорусские биологи и медики, активно работая с ДНК, научились редактировать геном человека. Трансплантологи стали осуществлять замену органов и тканей и восстановление функций человеческого организма. Фармацевты создали на базе собственного синтеза немало прецизионных лекарств, в том числе «золотые стандарты».

В рейтинге The Good Country Index Беларусь показывает один из лучших результатов среди республик бывшего СССР и стран Восточной Европы. Причем наилучшие показатели достигнуты в номинации «Наука и технологии», где наша страна надежно входит в тридцатку лидирующих.

Заложенная база позволила сегодня вести работу над искусственным интеллектом, создавать уникальные композиционные материалы, высококонкурентные лазеры и схемы, мощнейшие суперкомпьютеры для обработки больших массивов данных.

Важная разработка — наша космическая система дистанционного зондирования Земли, благодаря которой Беларусь стала космической державой. Белорусские ученые наряду с другими участвовали в открытии бозона Хиггса на адронном коллайдере в Швейцарии. Наша Академия наук, кроме традиционных функций научного сопровождения развития космической отрасли, строительства БелАЭС, IT‑технологий, биотехнологического сектора, выполняет задачи координации фундаментальных и прикладных научных исследований в сфере микроэлектроники, композиционных материалов и аддиктивных технологий. При этом мы не «оторвались от земли». Именно на основе отечественных разработок — систем машин, технологий, севооборотов, новых сортов растений и пород животных, средств защиты растений — окончательно решена проблема продовольственной безопасности страны.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Люди — главное богатство Беларуси! В них залог наших успехов и государства в целом. Поэтому ключевым приоритетом нашей политики всегда был, есть и будет человек — его потребности, уровень и качество жизни. Человеческий капитал — двигатель модернизации страны. Наша работа в прошлом по своим масштабам и сложности не идет в сравнение с тем, что предстоит сделать… Высокий жизненный уровень белорусских граждан — не просто цель, это смысл проводимой государственной политики.

Из доклада на IV Всебелорусском народном собрании,
6 декабря 2010 года.

Наша страна благодаря взвешенной социальной политике располагает значительным человеческим капиталом. Ключевой инструмент трансформации демографического потенциала в человеческий капитал — национальная система образования.

В Беларуси образование обеспечивается на всех уровнях (основном, специальном и дополнительном) и является приоритетным направлением государственной политики.

Социально ориентированная политика нашей страны, получившая развитие в 2010 — 2020 годах, — эталон реальной заботы о своих гражданах для многих государств. Важнейший Указ № 13, подписанный Президентом в 2012 году, вот уже 12 лет позволяет молодым семьям с двумя детьми и многодетным улучшать жилищные условия за счет получения льготного кредита. Только за прошлый год 16 400 семей воспользовались этой возможностью. А в 2013 году была принята революционная мера в сфере госпособий семьям с детьми: их отвязали от бюджета прожиточного минимума и привязали к средней зарплате по стране, из-за чего суммы выплат в разы выросли. Следует также упомянуть программу «Семейный капитал», которая благодаря Указу № 572 действует в Беларуси с 2015 года: на данный момент уже открыто почти 139 тысяч депозитных счетов.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Александр Давыдович, с 1997 г. — в Шкловском райисполкоме на разных должностях, ныне председатель Шкловского районного Совета депутатов:

— Скоро в очередной раз в Александрии, на родине Президента, пройдет праздник «Купалье» («Александрия собирает друзей»). Ежегодное присутствие Президента и его приветственное слово на празднике стало доброй традицией. Причем зачастую, слушая Главу государства, можно заглянуть в будущее, узнать, чем будет жить страна. Помните, 2018‑й был объявлен Годом малой родины? Именно этой теме были посвящены слова Александра Григорьевича во время открытия «Купалья‑2017». По‑доброму, с любовью к родным местам Президент призвал жителей страны не забывать о городках и деревнях, в которых их корни, сделать что‑то для них. Как показало скорое будущее, призыв этот был услышан.

Первый фестиваль проходил в 2010‑м. На мероприятие приехали гости из Шклова, Могилева, Орши, Минска. Праздник тогда посетил Глава государства и после знакомства с фестивальными подворьями отметил, что приятно удивлен вниманию к празднику. Кстати, изначально предполагалось, что мероприятия будут проходить в самом Шклове — там, где сейчас стоит ледовый дворец. Но в этом случае город просто задохнулся бы от приезжих. Потому была выбрана другая локация — Александрия, берег Днепра, объединяющего три братских славянских народа. Кстати, поле это, прежде чем оно было отдано под мероприятия «Купалья», тщательно проверили военные: в годы Великой Отечественной в этих местах шли ожесточенные бои. И опасения оказались не напрасными: были найдены и после уничтожены неразорвавшиеся артиллерийский снаряд и минометная мина.

Николай Кухоренко, механизатор ЗАО «Агрокомбинат «Заря», Могилевский район:

— Много раз убеждался: все зависит от человека, который сидит за штурвалом. Вот я с 1962 года (!) работаю механизатором в «Заре», в 1967‑м впервые сел на комбайн. На каких только машинах не доводилось убирать урожай! Начинал еще на СК‑3. Там даже кабины не было — от палящего солнца или дождя защищал козырек. Потом были «Колос», «Нива», «Дон‑1500», Сase. Но не от комбайна зависит результат — от человека, который сидит за штурвалом, от его желания не просто работать, а добиваться результата — как можно более высокого. У меня такое желание было. Вот и получалось становиться в числе лучших. В 1996 году в составе делегации от Могилевской области был на самых первых республиканских «Дажынках», которые проводились в Столине. Тогда всю уборочную у меня был лучший результат в Беларуси, но в конце уступил коллегам из другого региона. Однако приз получил: мне и сыну, который был у меня помощником комбайнера, вручили холодильник и мотоцикл. А вот на следующий год из Мостов, где проходили «Дажынкi‑1997», привез автомобиль ВАЗ‑2109 — награду за то, что на своем «Доне‑1500» во время жатвы намолотил 1600 тонн, показав лучший результат. Это была первая машина на Могилевщине, которую во время чествования вручали передовикам жатвы. Помню, как поднимался на сцену и получал документы на авто из рук Президента. Волновался очень — все‑таки с Главой государства надо было общаться, а увидел человека, который прекрасно разбирается в сельском хозяйстве и ценит крестьянский труд. В общей сложности побывал на «Дажынках» раз пять, всегда возвращаясь домой с великолепным настроением. И в очередной раз убеждался: государство ценит тех, кто обеспечивает жителей нашей страны самым необходимым и самым святым, что только есть на свете, — хлебом. 

Валерий Малашко, в 2017 — 2019 гг. — министр здравоохранения, в 2019 — 2024 гг. — заместитель председателя Могилевского облисполкома:

— За последние десятилетия система здравоохранения в стране значительно улучшилась — во многом благодаря тому, что Президент уделяет огромное внимание отрасли. К примеру, те успехи, которые мы имеем в системе охраны материнства и детства, связаны с тем, что педиатрическую службу, акушерство и гинекологию сохранили в классическом виде. И максимально сконцентрировали оказание помощи маленьким пациентам на мощных педиатрических базах. В результате принятых мер в Беларуси самый низкий показатель младенческой смерти. Причем не только на постсоветском пространстве, но и в Европе.

Новые технологии, которые развивались в отечественной медицине, уверен, были бы невозможны без воли нашего национального лидера. Вспомните трансплантологию, развившуюся во многом благодаря революционному закону, выстроившему отношения донора, реципиента, родственников и организовавшему работу по всей стране. А 5 ноября 2021 года в Могилеве с участием Президента открылся кардиохирургический корпус областной клинической больницы. Мне тогда показалось, что Глава государства буквально физически ощутил, что необходимая помощь будет оказана каждому, кто поступает в это лечебное учреждение. Так оно и есть. Не прошло и месяца, как здесь была сделана первая в области операция по пересадке сердца.

Призыв Президента к построению народного здравоохранения был услышан медиками. ФАПы, сельские амбулатории, больницы сестринского ухода не просто приведены в порядок. Им даны современные технологии для развития.

2020–2024 годы. Совершенствование конституционного базиса, нацеленного в будущее

«Любая власть на то и власть, на то называют ее и элитой общества, чтобы идти немножко впереди народа и показывать тот путь, по которому этот самый народ вместе с этой властью должны двигаться. А для этого надо немножко заглянуть вперед, за горизонт», — отмечал Глава белорусского государства на торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума в марте 2022 года. И подчеркивал: «Нам предстоит заново выстроить иерархию нормативных правовых актов. Органично вплести в нее решения Всебелорусского народного собрания». Ныне, два года спустя, можно смело констатировать: иерархия эта выстроена.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Народ Беларуси сделал свой выбор. Выбор в пользу эволюционных преобразований политической системы. Демократично, в соответствии с нашими белорусскими законами. Народ проявил мудрость и национальную зрелость. В условиях напряженной международной обстановки, угроз нашему традиционному укладу жизни мы сделали серьезный шаг на пути укрепления суверенитета страны. Сделали его, опираясь на собственный опыт конституционного реформирования, беря под защиту исконные ценности, накопленные за многовековую историю белорусского народа. Народа, который в переломные моменты всегда делал выбор в пользу мира, созидания и укрепления основ нашей государственности.
На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.

Президент Александр Лукашенко во время голосования на референдуме по вопросу об изменении Конституции. 27 февраля 2022 года.
ФОТО БЕЛТА

Исторический момент

Совершенствование национального законодательства было поистине всенародным. Причем на широкое общественное обсуждение выносились не только отдельные, наиболее общественно значимые законопроекты — всенародному обсуждению был подвергнут даже проект Основного Закона. На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума 4 марта 2022 года Президент Беларуси Александр Лукашенко отмечал:

— В общей сложности в разработке и обсуждении участвовало более миллиона белорусов. По итогам мы получили порядка 10 тысяч отзывов от населения. Поступило много рациональных предложений, часть из них мы отразили в обновленных статьях Конституции. Инициативы, которые не носят характер конституционных правок, будут учтены при совершенствовании других законов, которые мы примем в развитие Конституции. Без преувеличения новая редакция — это народный документ. Неудивительно, что люди его поддержали.

27 февраля 2022 года состоялся конституционный референдум, в ходе которого были приняты важнейшие, а в определенной степени даже судьбоносные решения.

Одним из важнейших решений референдума стала институционализация Всебелорусского народного собрания. Причем по мере работы над изменениями в Конституцию совершенствовался и подход к законодательному закреплению института ВНС. А с учетом общественного обсуждения данный институт приобрел достаточно завершенный вид в плане детального законодательного регулирования на уровне Закона «О Всебелорусском народном собрании».

По итогам референдума-2022 утвержден план законопроектной деятельности, предполагающий корректировку около 90 законов. Но и ими реализация положений конституционного референдума не ограничивалась.

Предварительные итоги законодательного совершенствования Глава государства подвел 24 апреля 2024 года на VII Всебелорусском народном собрании, впервые состоявшемся в новом — конституционном — статусе:

«Сегодняшнее событие фактически делит историю политической жизни страны на до и после. И это эволюционное движение и развитие. Историчность момента определяют не только новый статус, новые функции, новые полномочия вас, делегатов. Важно не что, а как мы делаем — как совершенствуем модель политического устройства. Не ломая уклада, не отказываясь от традиций — эволюционно, по-белорусски взвешенно, без резких движений, опираясь на мнение большинства».

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы не просто укрепили, я бы сказал, зацементировали наши принципы: суверенитет, сохранение исторической памяти, патриотизм, защита традиционной семьи как союза женщины и мужчины и многое другое. Да, названные нормы не вписываются в ультрамодные правовые тенденции глобальной либералистической идеологии. Но это наш путь, наш цивилизационный и моральный выбор.

На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Светлана Любецкая, судья Конституционного Суда Республики Беларусь, в 2019 — 2024 гг. — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству, делегат VII Всебелорусского народного собрания:

— Конституционная реформа 2022 года происходила в объективно непростой обстановке, обусловленной в том числе серьезными геополитическими вызовами. С учетом всех внутренних и внешних факторов при обновлении Основного Закона стояла суперзадача: не только внести корректировки в Конституцию, которые обеспечили бы правовую основу для современного этапа развития и ближайшей перспективы, но и создать мощный конституционно‑правовой фундамент для неуклонного эволюционного развития Беларуси как демократического социального правового государства. Сохранив фундаментальные конституционно‑правовые ценности и принципы, зарекомендовавшие себя в течение длительного периода, а также усовершенствовав проверенные временем конституционно‑правовые механизмы, нужно было наполнить Конституцию новыми положениями, которые бы ориентировали народ и государство на тот образ будущего, к которому мы стремимся. Президентом была поставлена амбициозная задача (как показало время — стратегически верная) «заглянуть за горизонт». В таком свете рождались новые и корректировались действующие нормы, касающиеся основ конституционного строя, личности, общества и государства, избирательной системы, местного управления и самоуправления. Серьезной трансформации, в том числе с учетом перераспределения полномочий Президента, Парламента, Правительства исходя из их конституционных функций, подверглись положения, регламентирующие правовой статус и компетенцию данных институтов. Появился новый конституционный орган — Всебелорусское народное собрание как высший представительный орган народовластия. Конституционные положения о социальном характере белорусского государства получили развитие и содержательное наполнение в виде усиления гарантий социальных прав. 

В итоге все положения обновленной Конституции, которые предлагались на референдум, прошли под эгидой Конституционного Суда тщательную, кропотливую проработку специалистами в области права, а также подверглись широкому общественному обсуждению. В связи с этим обновленная Конституция может полноправно быть названа Конституцией будущего.

Игорь Марзалюк, председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по образованию, культуре и науке, научный редактор и соавтор учебных пособий по истории белорусской государственности, делегат VII Всебелорусского народного собрания:

— Порой от оппозиции приходилось слышать, будто наша власть против традиций. Чуть ли не отечественной истории. Ложь все это! Реальные факты показывают: мы культивируем все то, что говорит о нас как о народе с самобытной историей, культурой, языком, традициями. В том числе и традициями государственности. Президент уделяет огромное значение изучению нашего прошлого, появлению новых учебников и новых курсов. Таких, к примеру, как «История белорусской государственности», в создании которого я принимал участие. Почему на государственном уровне придается такое значение изучению нашей истории? Все очевидно. Учебники не должны быть просто собранием неких фактов, нанизанных на один стержень. Еще любое историческое пособие должно отвечать на три важнейших вопроса: откуда мы, почему мы такие, какие есть, как нам строить свое будущее, исходя из традиций прошлого. Каждый учебник должен учить не только предмету — он должен учить патриотизму. Показывать, что в прошлом были тяжелые периоды. Но наши предки не предали себя, свою душу, свою традицию. И сделали все, чтобы белорусы существовали на этой планете. Глава государства неизменно подчеркивает: лишь национальные консолидация и солидарность (как это видно из прошлого) — гарант нашего суверенного существования. Когда говорим про обретение независимости, надо понимать, что мы прошли нелегкий путь. От кризиса начала девяностых к стабильности сегодняшнего дня. Успешность и порядок во всем — главный бренд современного белорусского государства, закономерный итог исторического развития Беларуси.

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы не отказались от советских демократических традиций, дополнив их современными, соответствующими духу нашего периода и его истории. И в этом наша сила. Сила, которая формирует нацию, укрепляет национальную государственность… Мы в принципе не отделяем власть от народа. Первый Президент, руководители всех уровней — выходцы из самых простых семей. В Беларуси есть только один путь к высоким должностям — через умение и желание честно работать на благо своей страны.

На заседании VII Всебелорусского народного собрания, 24 апреля 2024 года.

 

Президент Беларуси Александр Лукашенко:

— Мы вместе усилили важнейшие идеи, принципы, цели дальнейшего развития страны. Другими словами, вместе определили контуры идеологии белорусского государства, источником которой и является наш Основной Закон. Помните, мы долго говорили о выработке идеологии государства, государственной идеологии. Давайте будем считать, что нынешняя Конституция, которую мы писали все вместе, всем народом, Конституция Республики Беларусь и есть наша идеология.

На торжественной церемонии подписания Решения республиканского референдума, 4 марта 2022 года.

Совершенствование национального законодательства продолжается. В ноябре прошлого года Президент Беларуси Александр Лукашенко подписал Указ № 380, которым был утвержден план подготовки проектов законодательных актов на 2024 год. При отборе законопроектов учитывались реальная потребность общества в урегулировании соответствующих отношений и приоритетность их правовой регламентации. Особое внимание уделялось соблюдению требований системности, комплексности и стабильности правового регулирования.

Запланирована подготовка 23 проектов законов, в том числе пяти проектов, составляющих бюджетный пакет, и пяти новых проектов (Кодекса о здравоохранении, законов «О потребительском кредите (микрозайме)», «Об аккредитации в Национальной системе аккредитации», «О независимой оценке и сертификации квалификаций», «О риелторской деятельности». Предусмотрена также подготовка 13 проектов, направленных на приведение законов в соответствие с законодательными актами, международными обязательствами нашей страны, а также на совершенствование норм законов с учетом практики применения.

Кодификация Беларуси (действующие кодексы)

Существенное значение для совершенствования законодательства имеет проведенная в стране кодификация. Новейшие идеи современного права и основные принципы регулирования отношений заложены в белорусских кодексах, создавших условия для дальнейшего развития экономики, общества и государства.

♦ Банковский кодекс

♦ Бюджетный кодекс

♦ Водный кодекс

♦ Воздушный кодекс

♦ Гражданский кодекс

♦ Гражданский процессуальный кодекс

♦ Жилищный кодекс

♦ Избирательный кодекс

♦ Кодекс о браке и семье

♦ Кодекс о земле

♦ Кодекс о недрах

♦ Кодекс о судоустройстве и статусе судей

♦ Кодекс об административных правонарушениях

♦ Кодекс об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности (вступает в силу 23 июля 2024 г.)

♦ Кодекс об образовании

♦ Кодекс внутреннего водного транспорта

♦ Кодекс гражданского судопроизводства

♦ Кодекс торгового мореплавания

♦ Кодэкс аб культуры

♦ Лесной кодекс

♦ Налоговый кодекс (Общая часть)

♦ Налоговый кодекс (Особенная часть)

♦ Процессуально-исполнительный кодекс об административных правонарушениях

♦ Трудовой кодекс

♦ Уголовно-исполнительный кодекс

♦ Уголовно-процессуальный кодекс

♦ Уголовный кодекс

♦ Хозяйственный процессуальный кодекс

♦ Таможенный кодекс Евразийского экономического союза

Источник: Национальный центр законодательства и правовой информации Республики Беларусь.

Белорусское законодательство сегодня
(по состоянию на 9 июля 2024 г.)

Законодательных актов — 133 693.

Решений органов местного управления — 132 889.

Международных договоров — 17 157.

ГЛАЗАМИ ОЧЕВИДЦЕВ

Александр Шпаковский, член Конституционной комиссии, созданной 15 марта 2021 года, депутат Палаты представителей, делегат VII Всебелорусского народного собрания:

— С высоты сегодняшнего момента, когда человечество вплотную приблизилось к пропасти третьей мировой войны, очевидно, насколько далеко за горизонт сумел заглянуть Глава государства в 2020 году, рассматривая попытку госпереворота в Беларуси как элемент навязываемого миру управляемого хаоса, грядущего кризиса глобальной безопасности. Белорусским лидером были инициированы значимые политические шаги по стабилизации ситуации в республике и созданию нормативно-правовых механизмов, гарантирующих суверенное развитие с учетом неблагоприятного прогноза международной обстановки. Необходимо подчеркнуть, что принятые Президентом меры соответствовали белорусской традиции прямой демократии, власть целенаправленно выдавливала дискуссию о будущем страны с улиц в легальное правовое поле, опираясь на большинство законопослушных граждан. Важнейшими событиями в этой связи стали проведение VI ВНС, создание и работа Конституционной комиссии, предложившей обществу новую редакцию Основного Закона страны. Свидетельством абсолютного торжества идей мира и законности над провокаторами, путчистами и их внешними спонсорами стало широкое всенародное обсуждение конституционных новелл и массовая поддержка новой редакции Конституции на референдуме в феврале 2022 года. Последующие действия в развитие конституционной реформы завершили процесс фундаментальных изменений белорусской политики в области безопасности и обороны. В результате принятых управленческих мер наша страна не только избежала пагубного сценария, но и вошла в глобальный геополитический шторм абсолютно подготовленным государством, имеющим достаточные возможности в политическом, экономическом и военном плане.

Ольга Шпилевская, председатель ОО «Белорусский союз женщин», член Президиума Всебелорусского народного собрания:

— В Беларуси все три минувших десятилетия внутренняя политика строилась на принципах народовластия. Но придание Всебелорусскому народному собранию конституционного статуса и поднятие тем самым статуса наших общественных организаций, гражданского общества в целом на новый уровень — это особая история. Президент Александр Лукашенко часто говорит о том, что мы находимся на переломном этапе: идет смена поколений. И чтобы она проходила спокойно и без потрясений, нужно готовить к этому почву. Проходящее в эти годы конституционное и законодательное обновление — это те нужные и правильные зерна, которые закладываются, чтобы избежать каких‑либо негативных нюансов в будущем. Мы в Конституции закрепили гражданское общество как институт, который способен не только участвовать в обсуждении государственных дел, но и принимать конкретные решения на уровне государства. И даже отменять решения государственных органов, которые ВНС посчитает идущими вразрез с интересами страны и ее народа. Это достаточно смелый шаг. Обратите внимание, в Президиуме Всебелорусского народного собрания — представители многих общественных организаций. Но особое внимание в нашей стране всегда уделялось женскому движению, и я Главе государства за это весьма благодарна. Это позволяет ощущать не только высокое доверие, но и ответственность, которую каждая женщина — член нашей общественной организации несет перед страной. И тот факт, что руководитель женской общественной организации стала членом Президиума ВНС, говорит о многом. Ведь когда доверяют женщине, это означает, что все будет хорошо. Потому что женщины — это сегодня сила, которая оказывает огромное влияние. И не только в нашей стране, но и в мире в целом.

Александр Радьков, почетный председатель РОО «Белая Русь», первый заместитель Главы Администрации Президента в 2010 — 2014 гг., помощник Президента в 2014 — 2015 гг., заслуженный деятель науки Республики Беларусь, доктор педагогических наук, профессор, делегат VII Всебелорусского народного собрания:

— Что можно развивать? Только то, что заранее было свито. Наша белорусская государственность изначально была свита этносом, который сформировался на наших землях — Полоцким княжеством, Великим Княжеством Литовским, Белорусской ССР. Но по-настоящему наше государство начало развиваться 30 лет назад. Люди стали осознавать, что для развития суверенного государства нужны определенные очень ответственные шаги. И прежде всего нужен сильный, волевой и авторитетный лидер. И когда народ доверил ему государство, мы по-настоящему стали развиваться системно в промышленности, сельском хозяйстве, образовании, медицине, социальной сфере. Это важное народное решение, потому что сильный лидер армирует общество. К нему сходятся здоровые силы, авторитетные, патриотические люди. Они дают ему возможность решать эти стратегические задачи формирования сильного, заметного в международном сообществе государства.

Понятно, что в мире есть соперничество, есть недоброжелатели. Но именно это армирование лидером его властной вертикали позволило нам устоять, более того — интенсивно развиваться и эволюционно совершенствоваться все эти три десятилетия. Ныне армирование общества обеспечивают обновленная Конституция и законодательство, приведенное в соответствие с ней, а также Всебелорусское народное собрание в конституционном статусе. Причем армирование двойное: вертикальное обеспечивают государственные органы управления, а горизонтальное осуществляет Всебелорусское народное собрание. И такое двойное армирование системно укрепляет и государство, и общество.

Конечно, все это большая ответственность. Но при таком армировании и при таком лидере, я уверен: мы справимся. И нашу любимую Родину будем и впредь успешно развивать.

Источник: sb.by