1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 356-82-56

Наши партнеры

Учреждения Образования

УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Барановичский технологический колледж” Белкоопсоюза

УО “Брестский государственный торгово-технологический колледж”

УО “Полоцкий торгово-технологический колледж” Белкоопсоюза

 

УО “Гомельский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

УО “Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей”

УО “Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Гродненский колледж экономики и управления” Белкоопсоюза

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ учреждения образования “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж торговли”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Молодечненский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

Филиал учреждения образования “БТЭУ”
“Могилевский торговый колледж”

ГлавнаяНовостиБЕЛКООПСОЮЗ ЗАВЕРШАЕТ РЕФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ, АВТОМАТИЗИРУЕТ ТОРГОВЛЮ И НАРАЩИВАЕТ ЭКСПОРТ
17 января 2022

БЕЛКООПСОЮЗ ЗАВЕРШАЕТ РЕФОРМИРОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ, АВТОМАТИЗИРУЕТ ТОРГОВЛЮ И НАРАЩИВАЕТ ЭКСПОРТ

2021 год войдет яркой страницей в полуторавековую историю белорусской потребкооперации. В июле Валерий Иванов, возглавлявший систему около восьми лет, назначен управляющим делами Президента. Новым руководителем Белкоопсоюза стал Олег Мацкевич, бывший первый заместитель председателя Витебского облисполкома. На общем собрании во Дворце Республики, где прошли выборы, присутствовал Глава государства.

О задачах, которые предстоит решить отрасли в ближайшей перспективе –  Олег Мацкевич

 – Олег Сергеевич, то, что на общем собрании представителей членов Белорусского республиканского союза потребительских обществ, на котором вас избрали Председателем Правления, принял участие Президент, говорит о его особом внимании к системе. Какие задачи поставлены перед потребкооперацией?

– Главная задача, которая была, есть и будет – обеспечить высокий уровень торгового обслуживания населения сельской местности. Ассортимент и сервис в деревнях не должны отличаться от столичных. Нельзя допустить халатности и нарушений, продажи некачественной продукции. Будем уделять этому самое пристальное внимание. А развитие дистанционной торговли позволит доставить под заказ необходимые товары туда, где нет стационарной розничной сети, что в общем-то и всегда делали наши автолавки. Будем просто переходить на более современные и удобные онлайн-формы общения с покупателями.

Еще одна немаловажная традиционная сфера деятельности потребкооперации – закупки сельхозпродукции и сырья у населения в сезон массового сбора урожая, в отдельные периоды вплоть до круглосуточной работы приемно-заготовительных пунктов. За 11 месяцев 2021 года населению за сданное сырье выплачено 335 миллионов рублей. Мясо, овощи, фрукты, лесные ягоды, грибы – это наш экспортный потенциал, возможность диверсификации, расширения рынков сбыта и резерв для укрепления финансового положения. Причем планируем организовывать у себя и переработку сельхозсырья. Нелогично в стране, которая выращивает овощей значительно больше, чем необходимо внутреннему рынку, закупать соки и консервы.

– Нужны ли для этого какие-то изменения в структуре и сферах деятельности?

– У нас реализуется Концепция развития потребительской кооперации до 2025 года, которая разработана в унисон основным положениям Национальной стратегии устойчивого развития.

Предстоит завершить реформирование организационной структуры и оптимизацию управленческого аппарата. Сокращение сельского населения вынуждает нас укрупнять зоны обслуживания – филиалы или райпо уже берут под опеку торговые точки и предприятия нескольких районов, количество юридических лиц в структуре Белкоопсоюза будет сокращаться. Это позволит поправить материальное и финансовое положение организаций, оптимизировать численность работающих, упростить систему управления, снизить налоговую нагрузку, аккумулировать денежные и товарные потоки, чтобы проводить единую сбытовую и маркетинговую политику.

Наряду со структурной трансформацией идет цифровизация во всех направлениях деятельности. В уходящем году бизнес-процессы в 20 процентах розничной сети автоматизированы – складской, кассовый учет и расчеты. Это не только делает наши торговые точки более современными и привлекательными, но и обеспечивает опережающий рост производительности труда.

Чем запомнится 2021-й?

Ребрендинг

Основная сфера деятельности потребкооперации – торговля. В 2021 году открыто 27 новых магазинов, пять из них построены с нуля. Приобретено 30 автолавок. Возобновлена работа 60 ранее закрытых торговых точек, 82 модернизированы, в 119 появилось новое торговое оборудование. Кроме того, повсеместно шла работа над снижением энергозатрат – менялось освещение на светодиодное, холодильное оборудование на более совершенное.

К единому программному обеспечению, которое позволяет в режиме реального времени управлять ассортиментом и оборачиваемостью товаров, минимизируя влияние человеческого фактора, подключены 1190 магазинов, 12 автомагазинов, 152 склада.

Акцент – на развитие магазинов мелкооптового формата. Под брендом «РгоЗапас» работает 50 магазинов – это дисконтные торговые объекты с программой лояльности для покупателей. Открылось 44 дискаунтера низких цен «Мегаопт». Кроме того, продолжает развиваться торговая сеть «Родны кут» – по единому брендбуку оформлены 3,5 тысячи магазинов.

В системе созданы областные и республиканский закупочные комитеты, которые формируют оптимальные договорные условия со всеми партнерами – это более 1,5 тысячи поставщиков.

Доля отечественной продукции в торговой сети потребкооперации – 92,1 процента.

«Еда без вреда!»

Потребкооперация производит 6,3 процента мясных полуфабрикатов и 15 процентов хлебобулочных изделий в стране.

Промышленная отрасль объединяет более 300 предприятий, цехов, участков, на которых занято около 5 тысяч человек и выпускается свыше 3 тысяч наименований продукции. В 2021 году на 20,5 процента выросли объемы производства плодоовощных консервов, на 5 процентов – мясных полуфабрикатов и на 1,7 процента – мяса.

В развитие материально-технической базы и модернизацию производств направлено более 3 миллионов рублей. Для активизации маркетинговой политики разработаны товарные знаки «Колосок», «Еда без вреда!», «Родной источник».

Потребкооперация продолжает открывать новые виды производств. Например, Ушачский филиал Витебского облпотребобщества освоил линейку энергетических безалкогольных напитков под единым брендом «Ураган», начат розлив питьевой воды «Вечелье». В Светлогорске налажено производство пельменей с различными начинками. В Брагине стали выпускать, помимо морской капусты, морковь по-корейски и нестерилизованные салаты. В Ивацевичах появился цех сухих приправ.

В Республиканском смотре качества хлебобулочных и кондитерских изделий «Смакота-2021» предприятия потребительской кооперации получили 47 наград из 106 присужденных, в том числе 11 серебряных медалей, 23 золотых, 8 Гран-при III степени, 2 Гран-при II степени, 3 Гран-при I cтепени.

Кейтеринг и бизнес-ланчи

Отрасль общественного питания объединяет тысячу кафе, баров, столовых и ресторанов на 50 тысяч мест. Каждый пятый пункт питания на трассах принадлежит потребительской кооперации.

За год открыто 23 объекта, в том числе специализированных: три кафе с единым брендом «Еда&Кофе» и три ресторана быстрого питания «TАSTY». 34 прошли реконструкцию.

Основная стратегия – создание системы доступного и качественного питания с популяризацией белорусской национальной кухни. Новые формы обслуживания – организация бизнес-ланчей, кейтеринг для проведения банкетов, фуршетов, свадеб, производство и доставка продукции под заказ.

Перспективы

В 2022 году дополнительно откроются цеха по механизированному производству замороженных пельменей, вареников и блинчиков с различными начинками. Для принятия оперативных управленческих решений и контроля в сети запланирована массовая компьютеризация.

Мех удачи

Потребительская кооперация страны занимается разведением клеточных пушных зверей с 1956 года. Мощность шедового хозяйства шести звероферм до 800 тысяч молодняка норки восьми расцветок: блэк, браун, паломино, пастель, сапфир, перл, белая, сильверблю.

В 2020 году произведено 711,6 тысячи шкурок норки с приростом к уровню 2019-го на 36,7 процента. Аналогичная динамика ожидается и по итогам нынешнего года.

В бывших республиках СССР только потребительская кооперация Беларуси сохранила звероводческую отрасль. Из 2,5 миллиона шкурок норки, производимых на постсоветском пространстве, сегодня каждая третья со звероферм Белкоопсоюза. Доля в мировом производстве – 5 процентов. Более 90 процентов пушнины идет на экспорт. За 11 месяцев 2021 года реализовано 546,3 тысячи шкурок на 7,6 миллиона долларов. Больше половины закупил Китай, около 40 процентов – Россия.

За моря и океаны

В 2021 году по оперативным данным организации потребкооперации экспортировали продукции на 48,5 миллиона долларов, темп роста к уровню 2020-го – 101,6 процента. И цифра еще не окончательная с учетом активно продолжавшихся поставок меха норки. По некоторым видам товаров, таких как кожевенный полуфабрикат и вторсырье, рост экспорта был почти трехкратным. Рынки сбыта – 20 зарубежных стран и 34 региона России.

В 2021 году удельный вес экспортных поставок продукции с высокой добавленной стоимостью составил около 60 процентов в общем объеме. Это блочное мясо, замороженные дикорастущие и садовые ягоды, переработанные плоды и овощи, меховые изделия

Знания – сила

У Белкоопсоюза собственный образовательный комплекс: Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации с двумя филиалами в Минске и Могилеве и четыре колледжа, которые постоянно расширяют и обновляют перечень специальностей. Ежегодно непрерывное профессиональное обучение проходят около 800 человек, или около 2 процентов работников системы.

В университете на всех формах получения образования обучаются 170 иностранных граждан из 15 стран. Он задействован в шести международных проектах, заключено 80 договоров и соглашений о сотрудничестве с зарубежными партнерами.

Аэлита СЮЛЬЖИНА

Фото Алексея СТОЛЯРОВА