Нынешний сезон для белорусских производителей выдался особенно урожайным на яблоки. Несмотря на то, что уборка в садах еще не завершена, этих фруктов уже собрали 130 тыс. тонн. А к 2020 году производство яблок планируют увеличить до 160 тыс. тонн. «Страна еще не полностью обеспечивает себя яблоками, – считает заместитель начальника главного управления растениеводства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Татьяна Карбанович. – Министерство проводит работу по насыщению рынка отечественной продукцией. В рамках Государственной программы развития аграрного бизнеса Республики Беларусь на 2016–2020 годы ежегодно формируется закладка садов на площади около 500 гектаров. Сельскохозяйственные организации для садоводства отбираются на конкурсной основе. Так, в 2018 году выиграли 35 производителей. Часть садов уже высажена весной». Минсельхозпрод направил в адреса МАРТ и главного управления потребительского рынка Мингорисполкома информацию об ожидаемых объемах продукции и контакты производителей, чтобы их также задействовать в поставках в торговые сети. На прилавки попадает только каждое 5-е белорусское яблоко С одной стороны, эксперты отмечают слаженность работы производителей и объектов торговли – это позволило снизить импорт плодовоовощной продукции в первой половине 2018 года. По данным МАРТ, одних лишь яблок в этом году было ввезено меньше на 64%, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. С другой стороны, до прилавков магазинов доходит только пятая часть всего урожая. В объектах торговли реализуется лишь 20% белорусских яблок, причем в 2017 году их доля была еще меньше на 4%. «Министерство антимонопольного регулирования и торговли контролирует этот вопрос и проводит работу, чтобы отечественная продукция была повсеместно представлена в торговой сети и производителями соблюдались необходимые ассортиментные перечни, – говорит заместитель начальника отдела потребительского рынка МАРТ Татьяна Краснюк. – В 130 торговых объектах 22 августа был проведен мониторинг, который выявил отдельные нарушения. Белорусские яблоки отсутствовали в ассортименте как по объективным, так и по субъективным причинам, когда или заказали недостаточно, или поставщик не привез вовремя». По словам Татьяны Краснюк, специалисты ведомства каждую неделю проверяют наличие белорусских фруктов в торговых объектах. Согласно установленным нормам, только яблок отечественного производства в ассортименте должно быть от 1 до 3 видов. В противном случае руководитель торгового объекта нарушает правила торговли и в отношении него предпринимаются административные меры. Вырастил, собрал, продал Половина объема белорусских яблок на прилавки поступает напрямую от производителей. Ежегодно организации потребительской кооперации закупают продукцию у населения. Так, на 5 сентября Белкоопсоюз приобрел у частников 36,2 тыс. тонн яблок – это примерно в 1,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. Часть этих фруктов пойдет на переработку, часть – на продажу в розничной торговой сети. «Свежие фрукты и овощи мы закупаем у населения через приемозаготовительные пункты – сегодня их порядка 750 в системе, через 5 тыс. торговых объектов. Если в населенном пункте их нет, то люди обращаются непосредственно в наши заготовительные организации, и те закупают продукцию непосредственно с подворья, – рассказывает заместитель начальника управления заготовок Белорусского республиканского союза потребительских обществ «Белкоопсоюз» Юрий Соколовский. – Мы закупаем фрукты и овощи не только с подворий, стараемся выезжать в места реализации продукции: на стихийные рынки, точки возле автодорог, в лесных массивах. У населения продукты закупаем в основном по рыночным ценам, а дикорастущую продукцию приобретаем, ориентируясь на европейские, потому как большая их часть идет на экспорт».