1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 356-82-56

Наши партнеры

Учреждения Образования

УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Барановичский технологический колледж” Белкоопсоюза

УО “Брестский государственный торгово-технологический колледж”

УО “Полоцкий торгово-технологический колледж” Белкоопсоюза

 

УО “Гомельский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

УО “Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей”

УО “Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Гродненский колледж экономики и управления” Белкоопсоюза

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ учреждения образования “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж торговли”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Молодечненский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

Филиал учреждения образования “БТЭУ”
“Могилевский торговый колледж”

ГлавнаяНовостиБолее 90% белорусской пушнины идет на экспорт. Основные покупатели – Россия и Китай.
23 января 2023

Более 90% белорусской пушнины идет на экспорт. Основные покупатели – Россия и Китай.

Как на Барановичском сельхозучастке предприятия «Белкоопмех» выращивают норки

Белорусская пушнина давно зарекомендовала себя на мировом рынке. Звероводческие хозяйства, а их шесть в системе Белкоопсоюза, являются монополистами в этой отрасли.

Посмотрели, как на Барановичском сельскохозяйственном участке Пинского сельскохозяйственного отделения производственного унитарного предприятия «Белкоопмех» выращивают норки.

В производственном масштабе

В Барановичском районе пушниной стали заниматься 50 лет назад. Тогда здесь было два звероводческих хозяйства, где выращивали норки, лис и песцов. Одно из них располагалось в поселке Светлом, второе – в совхозе «Лотвичский». На сегодняшний день пушное производство осталось лишь в Светлом. Около десяти лет назад это хозяйство объединили с аналогичным Пинским, относящимся к системе Белкоопсоюза.

…Вокруг территории – надежный забор. Попасть за периметр можно только через контрольно-пропускной пункт.

– Почти два года наше отделение находилось на санации, проще говоря, оздоровлении, – вводит в курс дела начальник Барановичского сельскохозяйственного участка производственного унитарного предприятия «Белкоопмех» Ирина Тарасюк. – За это время на территории хозяйства проводился ремонт и реконструкция. Осенью 2017 года из Гродно и Пинска к нам завезли 12,5 тысячи голов датской норки породы белая регаль. Этой породой мы занимаемся и сейчас.

По словам Ирины Вацлавовны, длинноостный мех сейчас не в тренде, а скандинавский тип короткошерстный, вдобавок у белой норки есть преимущество – ее шкурку несложно перекрасить в любой ультрамодный цвет.

Домики для зверьков

Барановичский сельскохозяйственный участок располагается на 20 гектарах. На большей территории – длинные деревянные навесы, под которыми находятся клетки, где и живут норки. Называются такие домики шедами.

Защита от болезней – важнейшая задача отделения. Здесь непрерывно смотрят за зверьками, следят за жесточайшим соблюдением санитарных норм.

– Эти представители семейства куньих подвержены различным заболеваниям. Именно поэтому мы постоянно проводим профилактические осмотры, вакцинируем зверьков, – поясняет Ирина Тарасюк. – Все машины проезжают через дезбарьеры, работники обязательно проходят через дезковрики. Когда началась пандемия коронавируса, санитарные нормы были еще более усилены, чтобы обезопасить и людей, и норок.

Сама Ирина Вацлавовна в зверохозяйстве работает более четверти века и о своих подопечных знает не понаслышке. Тем более что в этом хозяйстве она десять лет была зоотехником.

– Норка в одном ряду с куницей и соболем, росомахой и горностаем. Ее мех короткий, гладкий и блестящий, у него густой подшерсток, обладает значительной водостойкостью, – рассказывает Ирина Тарасюк. – Именно поэтому мех норки считается одним из универсальных.

Питательный рацион

Нынче в шедах – 13 тысяч зверьков. В день такая «орава» съедает почти 3 тонны корма. Норка – хищник, поэтому готовится для нее специальная смесь из субпродуктов, витаминов и кормовых добавок.

– Качество меха, его блеск и густота, на 90 процентов зависит от правильного и сбалансированного питания, – поясняет Ирина Тарасюк. – Готовый корм ежедневно животным привозят из Пинска. В рационе – мясо, морская рыба, субпродукты, молочная продукция, мука и зерно и десятки других ингредиентов. Всё это перемалывается в однородную кашицу.

Кстати, на базе Пинского сельскохозяйственного отделения предприятия «Белкоопмех» в текущем году реализован инновационный проект. В рамках союзной программы «Комбикорм-СГ» ученые разработали технологию и оборудование для комбикормов, используемых при выращивании ценных пород пушных зверей. В рецептуре комбикормов немало тонкостей. Впервые удалось пустить в переработку отходы убоя домашних животных и птицы, заменить значительную часть импортного рыбного сырья мясокостной мукой и яичным порошком. В рецептуре комбикорма ученые половину ценного зерна заменили отходами сахарной свеклы, яблок и тыквы. Это не только значительно дешевле, но и не уступает по питательности. В результате на 15% растут привесы, а себестоимость продукции снижается.

Маленькие хищники

На подходящих к ним людей зверушки реагируют с любопытством. Стоит постучать пальцем по клетке, они тут же выпрыгивают из домика, принюхиваются и внимательно смотрят, кто это в гости к ним заглянул.

– Только не вздумайте совать палец в клетку, у норки очень острые зубы, прокусить может до кости, – предупреждает Ирина Вацлавовна.

За поголовьем ухаживают три норковые бригады, в составе которых 20 звероводов.

– У нас есть работники, у которых в трудовой книжке только одна запись, – зверохозяйство. Некоторые трудятся и по три десятка лет, и по четыре, они отмечены наградами Белкоопзоюза, – говорит Ирина Тарасюк. – Но сейчас пенсионеры уходят на заслуженный отдых, и кадровый вопрос возникает остро. Эта отрасль специфическая, звероводов у нас нигде не готовят. Молодежь, конечно, приходит, но задерживаются немногие.

На каждого из звероводов на попечении сейчас более 800 особей.

– Это только на первый взгляд может показаться, что у нас легко: зверек в клетке, насыпал корма и можно ждать, пока тот вырастет, – говорит бригадир первой норковой бригады Светлана Сахон. – На самом деле звероводство – нелегкий труд. За каждым животным нужно ухаживать: следить за здоровьем, вовремя кормить, поить, чистить клетки, убирать остатки корма.

Сама Светлана Анатольевна с хищными пушистиками уже работает без малого 40 лет.

– В зверохозяйство приходила подрабатывать еще будучи школьницей во время каникул, – рассказывает она. – Очень люблю животных, поэтому после школы устроилась сюда.

По словам женщины, некоторые животные узнают своих звероводов, поэтому ведут себя неагрессивно, но есть и такие, которые норовят сразу же укусить.

– Чтобы зверьки были ручными, их, можно сказать, с рождения надо по нескольку раз в день брать на руки, гладить, разговаривать, – поясняет она. – Пропустишь даже один день и вся, так сказать, дрессировка насмарку.

Чтобы достать животное из клетки, звероводы надевают на руки плотные перчатки. Но зубы у хищников такие мелкие и острые, что защитные рукавицы они быстро разбирают на ниточки.

– Приближается период гона и зверьки становятся более нервными, – говорит Светлана Сахон. – Поэтому держать с ними нужно ухо востро.

У одной самочки в год может родиться от одного до десяти детенышей. Рождаются они совсем крошками, притом абсолютно голыми. Правда, взрослеют малыши очень быстро. В дикой природе норки живут около десяти лет. На звероферме самки, которые дадут хороший приплод, и самцы-оплодотворители могут прожить до 2-3 лет. Большинство же норок проживет около восьми месяцев.

Натуральный или из «чебурашки»?

Споры между теми, кто ни за какие коврижки не станет надевать ничего кожаного или мехового, и между теми, кто не откажется, чтобы в их гардеробе появилась очередная натуральная шуба, не закончатся, наверное, никогда. Отказываются от использования меха многие известные производители одежды, мотивируя тем, что это негуманно по отношению к бедным животным, а искусственный мех вдобавок экологичен. Однако по поводу экологичности так называемой «чебурашки» вопрос очень спорным. Ведь для его изготовления используются акриловые и полиакриловые полимеры, в состав которых входят вода, уголь, известняк и нефтепродукты. Одежда из полиэстера или акрила может разлагаться в течение 100 лет, в то время как мех – биоразлагаемый материал.

Более 90% белорусской пушнины идет на экспорт. Основные покупатели – Россия и Китай.