Магазин «Родны кут » Гомельского филиала облпотребсоюза в агрогородке Иваки привлек внимание журналистов аккуратным фасадом и красивым номером 100. Хозяйка просторного помещения Наталья Россол встретила нас приветливо, как и других покупателей. Правда, в тот момент их было негусто.
– Хлеб еще не привезли, – поясняет продавец. – Местные жители знают график доставки и предпочитают приходить в такое время, чтобы сразу купить все необходимое.
Выбор товаров хоть и не очень широк, но все, что нужно сельчанам в повседневной жизни, есть на полках, витринах холодильников и в морозильных камерах. Ассортимент определяется не только руководством торгового предприятия, предложениями поставщиков, но и выбором покупателей. –Деликатесов хотя и не просят, но все равно стараюсь их чем-нибудь радовать. Ведь не каждый может поехать за вкусненьким в Добруш или областной центр, – отмечает продавец.
Зато товары в Иваки доставляют из нескольких регионов Беларуси. Молочные продукты – из Гомеля, Рогачева, Бреста, в числе поставщиков мясных и колбасных изделий – Гродно, Волковыск, Минск. Объемы заказов небольшие – чтобы продукты не залеживались в магазине, но стабильные: сельчане довольны качеством и вкусом.
К слову, если душа просит того, чего нет, можно сделать предварительный заказ на товар. Для этого даже необязательно приходить в магазин: номер телефона указан в каждом кассовом чеке. Современная компьютерная система – гордость работников сельского торгового объекта. Умное оборудование помогает и в расчетах с покупателями, и в спорных ситуациях, которые иногда возникают по поводу наименования, веса и цены товара.
– Торговля – это же не только процесс покупки и продажи товаров, но и взаимоотношения между людьми, – отмечает Наталья Россол. – Если им что-то не понравится, выберут другой магазин. А мы стараемся работать так, чтобы покупатель вернулся к нам снова.
– А как иначе? – присоединяется к беседе местная жительница Татьяна Цигус. – За продуктами и хозтоварами прихожу в этот магазин, он близко, товар свежий и атмосфера приятная. А вообще в плане торгового обслуживания мы не обделены. Частники работают, машины с товаром по деревне ездят, тяжелые покупки прямо к дому доставят.
Больше, чем нужно
Конкуренция – мощный двигатель торговли. Почивать на «лаврах» не получится, если хочешь и выручку хорошую, и репутацию достойную, считает продавец торгового павильона частного предприятия «Беннатленторг» в Жгуни Анна Кошкина.
Ряды ярких упаковок всякой всячины, богатая мясная витрина, румяные бока хлебобулочных изделий вызвали аппетит. Обратили мы внимание и на выбор субпродуктов. Заглянули также в холодильник с полуфабрикатами. Удивились, что там есть не только чебуреки, самса, но даже овощные котлеты. А таких красивых мандаринов, хурмы и винограда сегодня и в Добруше не найдешь. Естественно, что без покупки мы не ушли.
Вслед за нами из магазина с пакетом свежих фруктов в руках вышел и покупатель из числа местных жителей. Игорь Деркачев рассказал, что часто делает здесь покупки:
– В магазине всегда порядок, товар красиво и грамотно выложен, мне ни разу не попался просроченный товар.
И маленькая «горчинка»
Чтобы быть объективными, мы поинтересовались и мнением специалистов о качестве торгового обслуживания жителей района. В январе работники районного центра гигиены и эпидемиологии провели мониторинги в шести сельских магазинах. Это торговые объекты облпотребсоза и частных предприятий. Нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства были выявлены в каждом, отметила заведующий отделом гигиены райЦГЭ Ольга Феськова. В двух объектах были факты реализации продуктов с истекшим сроком годности и нарушениями по маркировке, в 3 случаях допускалось хранение пищевых продуктов в ненадлежащих условиях. К владельцам пяти объектов были претензии по поводу состояния холодильного оборудования.
– Как правило, подобные недочеты устраняются оперативно и незаметно для покупателей, – подчеркивает Ольга Феськова.
Источник: газета “Добрушскі край”