«Жители Молодечно отдают предпочтение отечественному продукту, хотя выбор есть всегда», — отмечает сенатор Калина Капуцкая.
Сегодня нет ни одной товарной группы, в которой Беларусь испытывала бы недостаток. Многое производим сами, налажен стабильный импорт из дружественных стран. А держать в тонусе цены на товары первой необходимости помогает постановление Правительства № 713. Чтобы задуманное на бумаге в полном объеме исполнялось на практике, существуют мониторинги, которые проводят по всей стране с участием парламентариев, представителей общественных организаций.
— В целом ситуация на рынке внутри страны стабильная и контролируемая. В магазинах есть все необходимое на любой вкус и кошелек, — говорит член Совета Республики Калина Капуцкая. — Очень важно, что государство занимается регулированием цен в интересах как потребителей, так и производителей.
Калина Викторовна в мониторингах ценообразования и ассортимента не новичок: каждый месяц заглядывает в магазины со списком социально значимых товаров, которые подлежат регулированию.
— Смотрим не только на цифры, но и на ассортимент, представленность отечественной продукции, общее состояние торговых объектов. По итогам мониторинга составляем отчеты с рекомендациями и предложениями, — поясняет сенатор.
Наша цель на этот раз — два супермаркета в Молодечно. Оба расположены в молодом спальном микрорайоне и, можно сказать, конкурируют между собой.
— Первым делом — к овощам и фруктам, — говорит Калина Викторовна, заходя в торговый зал. — Картофель — 67 копеек за килограмм, а буквально на днях был на 9 копеек дешевле. Огурцы есть — отлично. Стоят 7,86 рубля, понятное дело, не сезон. Зато свои. А вот бананов осталось буквально несколько штук.
— За выходные все раскупили, завтра привоз фруктов, — поясняет заведующая торговым объектом Татьяна Барталевич.
Идем дальше. Цены на детское питание, макароны, растительное масло и сахар в этой торговой сети остаются неизменными на протяжении нескольких месяцев. Сосиски и мед даже подешевели на пару копеек. Мука чуть подорожала. А свежих куриных яиц мы вовсе не нашли. Как так?
— Все разобрали, скоро подвезут, — опять вступает в разговор заведующая.
Такого быть, конечно, не должно. Яйца входят в перечень товаров, обязательных к реализации. И ведь это даже не выходные перед праздниками. Представьте, каково было бы разочарование покупателей, которые пришли бы сюда закупаться в канун Нового года. Рекомендация этому торговому объекту: тщательнее следить за поставками товара и заказывать необходимое впрок.
— Кстати, порой поводом для очередного мониторинга становятся обращения граждан. Были случаи, когда люди просили расширить ассортимент в том или ином магазине. Приходили, общались с руководством — и удавалось решить вопрос. Например, была жалоба насчет рыбы: в довольно большом магазине продавали всего два вида мороженой. По рекомендациям должно быть около десяти наименований, — отмечает Калина Капуцкая.
Второй объект, куда идем в рамках мониторинга, — супермаркет, который позиционирует себя как магазин для бережливых. Проверим?
— Яйца есть. Раз, два, три… Семь наименований. И даже перепелиные, — обращает внимание сенатор.
Как поясняет директор магазина Татьяна Высоцкая, имеется запас на семь дней:
— Таковы правила. Ситуации, когда все разберут и ничего на полке не останется, исключены.
Цены на ходовые позиции вроде хлеба, молочных продуктов, овощей и фруктов тут действительно ниже, чем в предыдущем магазине. На пару копеек, но все же.
Еще одно преимущество этого объекта — новогоднее настроение, которое ощущается буквально с порога. В небольшом на первый взгляд зале сотрудники магазина умудрились соорудить целую фотозону для покупателей. Тут же рядом уже аккуратно выставлены шпроты, консервированные горошек и кукуруза. Для конфет в подарочных упаковках свое место — вокруг елки с блестящими шарами.
— Сладкие подарки уже охотно берут. А вот продукты на новогодний стол люди активно закупают за несколько дней до праздника. День с максимальным оборотом — 29 декабря. Выходим на смену всей командой, только и успеваем выносить товары в зал, — рассказывает Татьяна Высоцкая.
Неизменные хиты продаж — шампанское и мандарины. Поэтому стеллажи с ними стараются выставить на лучшее место. При этом, по словам директора магазина, большой популярностью пользуются икра, красная рыба, морепродукты.
— Здорово, что наши люди берут деликатесы на праздничный стол, — говорит Калина Капуцкая. — Но самое важное, что цены на товары из так называемой социальной корзины соответствуют политике ценообразования в нашей стране. Мониторинг это доказывает. Резкого роста нет, ассортимент в целом выдержан. Что приятно, есть отдельные стеллажи с государственной символикой, а большая часть товаров в магазинах — отечественного производства.
Значительную роль в работе торговли играют человеческий фактор и корпоративные правила.
— Если в первом магазине отсутствие товара на полках после выходных представили как что-то обыденное, то на втором объекте нас заверили, что всегда имеют необходимый запас. Кто в таком случае имеет больше шансов завоевать доверие покупателя и честно заработать перед праздниками? Ответ очевиден, — заключает Калина Капуцкая.
Наталья Мельникова, начальник управления организации торговли и общественного питания МАРТ:
— В Беларуси проводится активная работа по подготовке объектов торговли и общественного питания для качественного обслуживания населения в предпраздничные и праздничные дни Рождества и Нового года. В регионах уже утверждены соответствующие планы. В настоящее время обеспечивается постоянное наличие широкого ассортимента товаров в магазинах. Министерство антимонопольного регулирования и торговли держит на контроле эту ситуацию и проводит мониторинги.
В ТЕМУ
На контроле торговля не только в столице и городах, но и в сельских населенных пунктах. Президент подчеркивает: праздники должны быть не просто для начальников, жителей Минска и крупных городов, а для всех.
К слову, в деревнях с учетом возрастного населения разработан специальный ассортиментный перечень товаров. Он должен соблюдаться всеми организациями торговли, включая автолавки.
— Выездная торговля тоже подпадает под наши мониторинги, — рассказала Калина Капуцкая. — К счастью, автолавки осознают всю ответственность, которая на них возложена, и стараются идти навстречу жителям отдаленных деревень: не только везут самое необходимое, но и работают по предварительным заказам.