О концепции оформления витрин, интересных реализованных идеях и о «наколках на манекене» рассказали дизайнер проекта модернизации ГУМа Юлия Евсюкова и заведующая сектором художественно-оформительских работ Инесса Соломатина, которая работает в универмаге более 20 лет.
– В данный момент в здании идет модернизация первого этажа. А поскольку ГУМ – уникальный памятник архитектуры, мы бережно обновляем и создаем современный торговый комплекс с новыми технологичными подходами к торговле и дизайну. Для нас важно сохранить его наследие, чтобы не разрывалась связь времен и, несмотря на современные тенденции, четко прослеживалась многолетняя традиция.
Я вижу, что сейчас характер универмага меняется, ведь аудитория становится шире, покупатель более компетентный и разборчивый – и приходит к нам не только за покупками, но и за атмосферой. Элегантность, изысканность, красота, чистота и удобство для покупателя – вот какими словами можно охарактеризовать главный универмаг столицы.
А витрина – это его «лицо». Именно она создает первое впечатление. Во время модернизации первого этажа универмага мы сделали витрины как продолжение убранства внутреннего пространства, чтобы заинтересовывать и приглашать внутрь.
– ГУМ – достопримечательность страны, важный туристический объект. Мы трепетно подходим к современным элементам оформления и дизайна, ведь что-то неординарное и вычурное не будет гармонировать с нашим историческим зданием.
Что раньше, начиная с открытия, выставлялось? Это были товарные витрины, использовались мелкие предметы – баночки с кремами, посуда, техника, большое количество тканей и многое другое. Сейчас это современные яркие витрины с большими стилизованными фигурами, мерцающими элементами, привлекающими внимание. Мы уверены, что жители и гости Минска обязательно их запомнят и оценят.
ГУМ – элегантный. Его интерьер в настоящее время преобразился, но лепные детали, мрамор и хрусталь, необычные витражи – все те же, что и в 1951 году. Мы сохранили индивидуальность универмага.
– Как придумываете тематические сюжеты? Есть ли с ними сложности?
– Витрина – это сиюминутная эмоция. Она должна привлекать, удивлять, создавать настроение, ведь можно сказать, что это сцена театра. В этом году концепция сложилась такая – создать витрины-подсказки, т. е. напомнить о подарках, которые можно купить прямо здесь и сейчас, стоит только отрыть двери ГУМа.
А как напомнить? Как впечатлить и удивить? Мне пришла в голову такая идея – сделать гигантские предметы с контурной подсветкой, которые будут видны издалека. Чтобы даже водители и пассажиры успели рассмотреть крупные образы, не говоря уже о проходящих мимо пешеходах. Задача максимум – впечатлить всех.
Не сомневаюсь, что за подарками на Новый год к нам пришли наши любимые покупатели, но впереди еще много других праздников.
– В ГУМе шесть внешних витрин, и важно, чтобы сюжеты в каждой из них не повторялись. Одна витрина – одна история, при этом у них должна быть общая стилистика, чтобы прослеживался фирменный стиль, индивидуальность.
– Сколько по времени занимает работа над витриной (от идеи до создания готовых моделей)? Что самое сложное в этом процессе?
– Дизайнерская мысль не останавливается никогда. Просто нужно любить то, что делаешь! Эскизы зимних витрин начинаем разрабатывать летом, а летние – зимой. Сложности могут возникнуть при изготовлении моделей – есть много нюансов, которые нужно учитывать. Очень важно выбрать правильную команду исполнителей, понимающих, как лучше воплотить в жизнь все дизайнерские задумки. Поэтому мы сотрудничаем только с профессионалами.
– Самое сложное – идея. Например, витрины с героями картин Анны Силивончик «выстрелили». Это был удачный опыт. Правда, в нем имелись и свои технические нюансы. Так, одному герою нужно было сделать двигающиеся руки – показать процесс вязания, а еще – изобразить музыку, вырывающуюся из трубы. Для этого приглашали специалиста. Помню, хотели смастерить снеговика, играющего на барабане. Пришлось на потолке витрины прикрепить специальный механизм, так мы эту леску раза четыре перевешивали – рука снеговика все время двигалась не в том направлении.
Были и витрины в стиле ретро. Мы даже приглашали минчан принять участие в оформлении: предоставить во временное пользование музыкальные инструменты, ретротехнику и другие интересные вещи.
– Помню, как один бутик на пр. Независимости выставлял картины Алеси Скоробогатой. Вы когда-нибудь использовали арт-объекты или произведения живописи? Будут ли еще коллаборации с художниками, дизайнерами?
– Создание витрин – это сказка, интрига и тайна. Пусть тайна и остается тайной!
– Выставить произведение искусства – задумка хорошая, но… Солнце. Летом в витринах очень жарко – температура повышается до 60 градусов. Не все материалы ее выдержат. Например, декоративный, гладкий и приятный на ощупь фоамиран, из которого делаются цветы, находясь долгое время под лучами солнца, скручивается, а одежда на манекенах очень сильно выгорает. Поэтому не думаю, что художник готов пожертвовать своими картинами.
– Как вы смотрите на то, чтобы привлечь горожан, детей, устроив конкурсный отбор? Так, в Белорусском государственном театре кукол все персонажи к спектаклю «Пеппи Длинныйчулок» изготовлены по детским рисункам. Это очень интересно! Как вы на это смотрите?
– Все возможно, интересных идей очень много.
– К одному из юбилеев ГУМа проводили конкурс детских рисунков. Был и опыт организации выставки в универмаге: в торговом зале размещали творческие работы наших сотрудников, которыми вдохновлялись покупатели, заходя в универмаг.
– Витринистика включает в себя и маркетинг, и психологию, и дизайн. Но все же: что в этом деле важнее? Какими специальными знаниями / навыками нужно обладать?
– Здесь важно все: физиология и психология человека, рекламная отрасль, маркетинг, нейромаркетинг, дизайн, понимание работы с современными материалами, IT, конструкторские и светотехнические навыки, направления развития трендов и еще много специфических знаний и умений. Но… В приоритете – творческий потенциал, умение креативно мыслить и любовь к своему делу. Тогда все получится! Мы стремимся к совершенству – это наш девиз следующего года!
– Молодым дизайнерам говорю: «Любая идея может жить, если дизайнер может ее отстоять и в ней есть творческий потенциал. Главное – ваша креативность, индивидуальность, заряженность. Своей идеей нужно жить, гореть ей». В этой профессии постоянно развиваешься, узнаешь о модных тенденциях, новых материалах, технических нюансах. Моя работа не заканчивается за пределами ГУМа. Это постоянный мыслительный процесс, поиск новых и нестандартных решений.
– Расскажите необычный случай из практики.
– Вы знаете, что такое наколка на манекене? Многие бы, не задумываясь ответили, что это татуировка. Но это не так. Наколка, или муляжный метод, – способ построения будущего платья или блузы на манекене из ткани. Был случай, когда ко мне подошла покупательница и сказала: «Я хочу эту блузку, что в витрине». Я ей объясняла, что это не блузка, а обычный кусок ткани. Разочарованная женщина сначала долго не верила, но затем решила купить в универмаге ткань и пошить точно такую модель.
– Вы можете представить витрину ГУМа с голограммами и другими элементами виртуальной реальности?
– Конечно, время не стоит на месте. И элементы виртуальной реальности уже не кажутся чем-то особенным. Главное, чтобы витрина смотрелась гармоничной и выполняла свои задачи. Думаю, что самое интересное у нас впереди!
Источник: агентство “Минск-новости”