По законодательству, регулирующему пенсионное обеспечение, размер заработка за периоды работы до 1 января 2003 года должен быть подтвержден справкой, выдаваемой работодателем, а за периоды работы после 1 января 2003 года – на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае прекращения деятельности работодателя справка о размере заработка выдается его правопреемником, архивом или органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических ли индивидуальных предпринимателей, в зависимости от того, где находятся на хранении бухгалтерские документы.
Нередко при назначении пенсии органы по труду, занятости и социальной защите выявляют случаи отсутствия сведений о размере заработной платы, получаемой гражданином за конкретный период у конкретного нанимателя. Причины этого могут быть связаны с отсутствием у нанимателя первичных документов о начислении зарплаты (лицевых счетов, расчетных ведомостей о зарплате конкретного работника), а также с отсутствием указанных документов в архивных учреждениях, в случае прекращения нанимателем хозяйственной деятельности.
Законодательство Республики Беларусь предусматривает механизм защиты прав таких граждан на пенсионное обеспечение с учетом периода работы, за который у гражданина отсутствует возможность представить справку нанимателя о размере зарплаты. В силу положений ст.363 ГПК Республики Беларусь гражданин, который при назначении пенсии столкнулся с вышеописанной ситуацией, имеет право обратиться в суд с заявлением об установлении факта получения зарплаты в определенном размере за конкретный период работы у конкретного нанимателя. Граждане освобождены от уплаты государственной пошлины за подачу таких заявлений.
В данном случае следует обратить внимание на то, что период работы у конкретного нанимателя должен быть подтвержден записью в трудовой книжке.
Установление факта получения гражданином зарплаты за конкретный период в определенном размере для целей пенсионного обеспечения производится только за время, включаемое в стаж работы для получения пенсии при невозможности получения надлежащих документов во внесудебном порядке.
Вместе с тем, неуплата обязательных страховых взносов в Фонд соцзащиты населения Министерства труда и соцзащиты Республики Беларусь в отношении периодов после 1 июля 1998 года является основанием для отказа в удовлетворении заявления об установлении факта получения заработной платы.
Целью установления юридического факта по таким делам является назначение или перерасчет уже назначенной пенсии.
В связи с тем, что законодательство о пенсионном обеспечении не содержит каких-либо ограничений в способах доказывания факта получения зарплаты за конкретный период в определенном размере, в обоснование заявленного требования гражданами в суд могут быть представлены любые доказательства, предусмотренные гражданским процессуальным законодательством, в том числе документы, косвенно свидетельствующие о фактическом заработке (выписки из штатного расписания об окладе по соответству-ющей должности, вкладыши к трудовой книжке, комсомольский билет, расчетные листки), показания свидетелей, сведения о зарплате по аналогичной должности в аналогичной организации, сведения о зар- плате работников, работавших в аналогичной должности у того же нанимателя, лицевые счета которых сохранены, сведения отделов ФСЗН об общем фонде зарплаты, всех видов заработка и премий, на которые начисляются страховые взносы, и среднестатистической численности работающих в спорный период.
При условии удовлетворения заявления об установлении факта получения зарплаты, гражданин, получив вступившее в законную силу решение суда, имеет право обратиться в орган по труду, занятости и занятости и соцзащите за назначением или перерасчетом пенсии с учетом периода работы, за который он не может представить справку работодателя о размере зарплаты.
Источник: kamenec.by