До 1 августа эти решения будут пересмотрены в связи с постановлением Совета Министров № 22, которое вступает в силу с 1 февраля 2019 года. Напомним, ранее показатели, по которым детей признавали находящимися в СОП, определялись инструкцией, утвержденной постановлением Минобразования № 47 в 2004 году.
В новом документе определено лишь 3 основных критерия: родители не обеспечивают жизненные потребности ребенка, надзор за его поведением и ведут аморальный образ жизни.
Услышать дважды
Информация о неблагоприятной для жизни ребенка обстановке поступает в органы образования, которые в нашей стране выполняют функцию органов опеки и попечительства, – им предстоит эти сведения изучить и проанализировать. «Первоначальное сообщение еще не значит, что в семье есть те самые неблагоприятные условия. Подтвердить это можно только в ходе так называемого социального расследования, – рассказала главный специалист управления социальной, воспитательной и идеологической работы Главного управления воспитательной работы и молодежной политики Минобразования Елена Симакова.
– Кстати, в постановлении правительства впервые дается его определение. Специалисты подробно изучают проблему, включая анализ бытовых условий. На проведение социального расследования отводится не более 15 рабочих дней. Причем участие в нем принимают не только работники образования, но и других госорганов, организаций, причастных к защите прав детей».
Результаты социального расследования рассматриваются на заседании совета по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних. Решение принимается в присутствии родителей, о чем их заранее уведомляют. Выясняется, могут ли они принять меры, чтобы исправить положение. На основании этого совет решает, направить документы по ребенку в координационный совет (подобные сегодня созданы в каждом районе при исполкомах) или предложить родителям социальную поддержку, в том числе адресную помощь, продукты питания.
Но даже на координационном совете есть шанс не попасть на учет. Опять же если родители проявят готовность самостоятельно либо при содействии определенных служб устранить неблагоприятные условия. Предоставляемая возможность быть услышанными также является новшеством.
«Благодаря коллегиальному порядку принятия решений на координационном совете, куда входят представители различных органов и организаций, удастся избежать субъективизма при принятии решения по СОП, – подчеркнула Елена Симакова. – Ведь на советах по профилактике, которые работали и ранее, не всегда присутствуют другие специалисты. В результате порой не удавалось правильно трактовать ситуацию, что приводило к жалобам со стороны родителей».
Если все же координационный совет принимает решение признать ребенка находящимся в СОП и утверждает соответствующие мероприятия, то семья попадает под контроль, в частности, органов опеки и попечительства. Специалисты не только следят за изменением условий проживания, но и помогают наладить взаимоотношения между родителями и детьми.
Роль медиков
Выявить неблагоприятные условия для жизни детей могут работники различных структур – здравоохранения, органов внутренних дел, органов по труду и социальной защите. К слову, за 2018 год 1 913 детей из указанных 24 тыс. выявили медработники. Хотя в целом они направили более чем 9 000 соответствующих сообщений. Как отметила главный внештатный специалист Министерства здравоохранения по амбулаторно-поликлинической помощи детям Анна Котова, после роддома и до момента оформления ребенка в учреждение дошкольного образования медики единственные, кто вхож в семью и может оценить социально-бытовые услуги. Речь идет, к примеру, о патронажной службе. Теперь же медработники будут обращать внимание на систематическое невыполнение рекомендаций по диагностике или лечению ребенка, что может сказаться на его жизни или здоровье. Представитель Минздрава подчеркнула новую для того же участкового врача роль эксперта, которому предстоит определить наличие таких угроз.
Оставить или нет?
Как обратила внимание Елена Симакова, постановление № 22 не затрагивает вопрос по изыманию детей из семьи. Оно как раз направлено на то, чтобы этого не допустить. Представитель Минобразования отметила, что уже сейчас видны результаты проводимой в государстве работы. «За 2018 год около 20 тыс. детей были сняты с учета. Из всех семей, признанных находящимися в СОП, отобрали только 2 904 ребенка. Если сравнивать с 2010 годом, то это число уменьшилось вдвое. Более половины отобранных ребят вернулись в семьи. А вот родителей 1 146 детей лишили родительских прав», – сообщила она.
Источник: https://1prof.by/news/society/me_popast_v_sop_chto_izmenit-sya_dlya_belorusskikh_semei.html © 1prof.by