1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 356-82-56

Наши партнеры

Учреждения Образования

УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Барановичский технологический колледж” Белкоопсоюза

УО “Брестский государственный торгово-технологический колледж”

УО “Полоцкий торгово-технологический колледж” Белкоопсоюза

 

УО “Гомельский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

УО “Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей”

УО “Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Гродненский колледж экономики и управления” Белкоопсоюза

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ учреждения образования “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж торговли”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Молодечненский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

Филиал учреждения образования “БТЭУ”
“Могилевский торговый колледж”

ГлавнаяНовостиНемцы называли его «бетонным самолётом»
05 июня 2019

Немцы называли его «бетонным самолётом»

Боевые самолеты именно этой модели, участвовали в операции «Багратион», в результате которой в 1944 году фашисты были изгнаны с белорусской земли.

На сегодняшний день идет сборка штурмовика из деталей, которые были найдены в различных уголках Беларуси и России. Все найденные детали принимали участие в Великой Отечественной войне.

              

Ил-2 советский штурмовик времён Второй мировой войны — самый массовый боевой самолёт в истории авиации, созданный на Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина (бывший «Авиационный завод № 240    г. Москва «Опытное конструкторское бюро») под руководством выдающегося советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина.

Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком», а пилоты-истребители люфтваффе (нем. Luftwaffe – воздушный род войск) прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).

Ил-2 принимал участие в боях на всех фронтах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство этой боевой машины в Воронеже на заводе № 18, который в ноябре 1941 года был эвакуирован в Куйбышев (ныне г. Самара).

Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах в г. Москве, Ленинграде (г. Сакт-Петербург) и Нижнем Тагиле.

Штурмовой самолёт изначально был сконструирован двухместным. К сожалению, Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный по указанию военного руководства страны.

Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны. Военные лётчики требовали увеличить дальность полета, скорость и потолок, облегчить самолет и для этого убрать кабину стрелка. Сколько ни бился Ильюшин, доказывая необходимость на борту воздушного стрелка, который будет прикрывать заднюю полусферу от истребителей противника, ничего не помогало.

Однако, столкнувшись с большими потерями Ил-2 в первый год войны, не имевших в задней полусфере оборонительного вооружения, ВВС СССР потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года.

К 1943 году ВВС СССР начали принимать на вооружение вариант Ил-2М3, в котором были устранены многие недостатки самолетов-предшественников. Задний стрелок наконец получил броневую защиту толщиной 13 миллиметров, а концы консолей крыла были поданы назад на 15 градусов для изменения центра тяжести. Они срывали танковые наступления, уничтожали живую силу и артиллерию в окопах и на позициях, и утюжили с бреющего полета незащищенные грузовики и легкобронированную технику.

            

Тысячи штурмовиков оказывали авиационную поддержку Красной армии до конца войны. Они бомбили последних защитников Берлина во время тяжелого четырехдневного сражения на Зееловских высотах. К тому времени к Ил-2 присоединился их более совершенный родственник, цельнометаллический Ил-10. Внешне два самолета были похожи, но Ил-10 обладал лучшими аэродинамическими характеристиками, был более управляемым, и имел мощные двигатели АМ-42, увеличившие его скорость до 550 километров в час.

Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. Как бы то ни было, штурмовики продолжали службу в составе ВВС СССР в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким странам как Монголия, Югославия и Польша. В НАТО им даже присвоили кодовые названия Bark и Вeast («Лай» и «Зверь»), соответственно.

После Второй мировой войны советские авиаконструкторы сосредоточили свое внимание и усилия на создании легких и высокоскоростных истребителей-бомбардировщиков для поддержки наземных сил. Настоящий преемник легендарного штурмовика появился лишь в конце 1970-х годов, и им стал бронированный фронтовой штурмовик Су-25, который и сегодня принимает участие в боевых действиях в разных странах мира.

К юбилею открытия Кургана Славы Федерация профсоюзов Беларуси выступила с инициативой установить у подножия Кургана Славы на площадке с боевой техникой штурмовик Ил-2 – грозное оружие Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас ведутся работы по реставрации этого боевого самолета, оригинальные бронекорпус, шасси и хвостовая часть будут сохранены.

Сейчас открыт благотворительный счет, пополнив который, каждый сможет поддержать новое начинание, сохранить память и Великую историю.

Информация о счете:

Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси «Дом профсоюзов» 220019, г. Минск, пр-т Победителей, 21 УНП 100116931

Благотворительный счет: BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО «Паритетбанк», г. Минск, пр-т Победителей, 19 БИК POISBY2X Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета «ИЛ-2» с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.

 

Главный технический инспектор труда

Республиканского комитета профсоюза                          Михаил Жуковский