Боевые самолеты именно этой модели, участвовали в операции «Багратион», в результате которой в 1944 году фашисты были изгнаны с белорусской земли.
На сегодняшний день идет сборка штурмовика из деталей, которые были найдены в различных уголках Беларуси и России. Все найденные детали принимали участие в Великой Отечественной войне.
Ил-2 советский штурмовик времён Второй мировой войны — самый массовый боевой самолёт в истории авиации, созданный на Авиационном комплексе имени С.В. Ильюшина (бывший «Авиационный завод № 240 г. Москва «Опытное конструкторское бюро») под руководством выдающегося советского авиаконструктора Сергея Владимировича Ильюшина.
Конструкторы называли разработанный ими самолёт «летающим танком», а пилоты-истребители люфтваффе (нем. Luftwaffe – воздушный род войск) прозвали Ил-2 «бетонным самолётом» (нем. Betonflugzeug). По утверждению некоторых советских авторов, солдаты вермахта называли его «чумой» (нем. Schwarzer Tod, дословно: «чёрная смерть»).
Ил-2 принимал участие в боях на всех фронтах военных действий Великой Отечественной войны, а также в Советско-японской войне. В феврале 1941 года началось серийное производство этой боевой машины в Воронеже на заводе № 18, который в ноябре 1941 года был эвакуирован в Куйбышев (ныне г. Самара).
Ил-2 серийно производился также на авиационных заводах в г. Москве, Ленинграде (г. Сакт-Петербург) и Нижнем Тагиле.
Штурмовой самолёт изначально был сконструирован двухместным. К сожалению, Ильюшин был вынужден переделать штурмовик в одноместный по указанию военного руководства страны.
Как известно, с отсутствием оборонительного вооружения Ил-2 были связаны неоправданно большие потери этих самолётов в первый год Великой Отечественной войны. Военные лётчики требовали увеличить дальность полета, скорость и потолок, облегчить самолет и для этого убрать кабину стрелка. Сколько ни бился Ильюшин, доказывая необходимость на борту воздушного стрелка, который будет прикрывать заднюю полусферу от истребителей противника, ничего не помогало.
Однако, столкнувшись с большими потерями Ил-2 в первый год войны, не имевших в задней полусфере оборонительного вооружения, ВВС СССР потребовали от Ильюшина вновь сделать самолёт двухместным, что и было реализовано к концу 1942 года.
К 1943 году ВВС СССР начали принимать на вооружение вариант Ил-2М3, в котором были устранены многие недостатки самолетов-предшественников. Задний стрелок наконец получил броневую защиту толщиной 13 миллиметров, а концы консолей крыла были поданы назад на 15 градусов для изменения центра тяжести. Они срывали танковые наступления, уничтожали живую силу и артиллерию в окопах и на позициях, и утюжили с бреющего полета незащищенные грузовики и легкобронированную технику.
Тысячи штурмовиков оказывали авиационную поддержку Красной армии до конца войны. Они бомбили последних защитников Берлина во время тяжелого четырехдневного сражения на Зееловских высотах. К тому времени к Ил-2 присоединился их более совершенный родственник, цельнометаллический Ил-10. Внешне два самолета были похожи, но Ил-10 обладал лучшими аэродинамическими характеристиками, был более управляемым, и имел мощные двигатели АМ-42, увеличившие его скорость до 550 километров в час.
Советские архивы указывают на то, что всего во время Второй мировой войны было потеряно 11 тысяч Ил-2, хотя некоторые источники утверждают, что потери были в два раза больше. Как бы то ни было, штурмовики продолжали службу в составе ВВС СССР в 1950-х годах, а многие из них были переданы таким странам как Монголия, Югославия и Польша. В НАТО им даже присвоили кодовые названия Bark и Вeast («Лай» и «Зверь»), соответственно.
После Второй мировой войны советские авиаконструкторы сосредоточили свое внимание и усилия на создании легких и высокоскоростных истребителей-бомбардировщиков для поддержки наземных сил. Настоящий преемник легендарного штурмовика появился лишь в конце 1970-х годов, и им стал бронированный фронтовой штурмовик Су-25, который и сегодня принимает участие в боевых действиях в разных странах мира.
К юбилею открытия Кургана Славы Федерация профсоюзов Беларуси выступила с инициативой установить у подножия Кургана Славы на площадке с боевой техникой штурмовик Ил-2 – грозное оружие Победы в Великой Отечественной войне. Сейчас ведутся работы по реставрации этого боевого самолета, оригинальные бронекорпус, шасси и хвостовая часть будут сохранены.
Сейчас открыт благотворительный счет, пополнив который, каждый сможет поддержать новое начинание, сохранить память и Великую историю.
Информация о счете:
Получатель: Унитарное предприятие по материально-техническому обеспечению и обслуживанию Федерации профсоюзов Беларуси «Дом профсоюзов» 220019, г. Минск, пр-т Победителей, 21 УНП 100116931
Благотворительный счет: BY20POIS31320000002800933008 Банк: РКЦ №1 ОАО «Паритетбанк», г. Минск, пр-т Победителей, 19 БИК POISBY2X Назначение платежа: на поставку металлической копии самолета «ИЛ-2» с использованием оригинальных частей, монтаж, установку и обустройство площадки под ее установку.
Главный технический инспектор труда
Республиканского комитета профсоюза Михаил Жуковский