1prof.by — информационный портал федерации профсоюзов Беларуси
Членская организация Федерации профсоюзов Беларуси Телефон: +375 (17) 356-82-56

Наши партнеры

Учреждения Образования

УО “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Барановичский технологический колледж” Белкоопсоюза

УО “Брестский государственный торгово-технологический колледж”

УО “Полоцкий торгово-технологический колледж” Белкоопсоюза

 

УО “Гомельский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

УО “Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей”

УО “Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Гродненский колледж экономики и управления” Белкоопсоюза

МИНСКИЙ ФИЛИАЛ учреждения образования “Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж торговли”

УО “Минский государственный профессионально-технический колледж кулинарии”

УО “Молодечненский торгово-экономический колледж” Белкоопсоюза

Филиал учреждения образования “БТЭУ”
“Могилевский торговый колледж”

ГлавнаяНовостиПраздники должны быть для всех. Как на Гродненщине обстоят дела с торговым обслуживанием сельчан
13 декабря 2023

Праздники должны быть для всех. Как на Гродненщине обстоят дела с торговым обслуживанием сельчан

В Дятловском районе функционируют 373 торговых объекта, в том числе 35 – в сельской местности. В конце ноября Глава государства на совещании с руководством Правительства и Администрации Президента дал поручения по обеспечению необходимого ассортимента в торговых объектах малых населенных пунктов. Александр Лукашенко предупредил, что не должно быть никаких проблем с продовольствием для людей, и подчеркнул: «Особенно – малые города, агрогородки и деревни. Это наши люди. Это небогатые люди. Они должны всем быть обеспечены. Праздники должны быть не только для начальников, жителей Минска и крупных городов. Праздники должны быть для всех». 

Мы решили посмотреть, какова ситуация с торговым обслуживанием сельчан на Гродненщине, и отправились в Дятловский район. Выбрали агрогородки, где всего один магазин. Могут ли жители купить все необходимые продукты, а еще и побаловать себя к праздникам, не выезжая за пределы населенного пункта? Отправляемся на сельский «шопинг» вместе с заместителем председателя Дятловского райисполкома Ольгой Железовской, которая курирует вопросы экономики и торговли.

Можно и под заказ

Первым посещаем один из самых отдаленных населенных пунктов района – агрогородок Белогурно. В нем проживают 185 человек. Здесь функционирует один торговый объект, принадлежащий потребкооперации. Соответственно, за продуктами и товарами первой необходимости люди, а среди местных много пожилых, пойдут именно сюда.

IMG_5835.jpg

Внимательно изучаем ассортимент. Что касается продовольственной группы, на мой взгляд, всего хватает. Продавцы уверяют, что к рождественским и новогодним праздникам ассортимент еще расширится: на прилавках будут торты, кулинарные полуфабрикаты, экзотические фрукты, больше мясных копченостей, рыбы… Сладкие подарки уже представлены в ассортименте.  Заведующая Светлана Петюк и продавец Татьяна Толкун в этом объекте работают бок о бок уже на протяжении 25 лет. Им-то не знать предпочтения местных! Что касается промышленной группы, то здесь представлены в основном товары первой необходимости.

Светлана .jpg

 Если что-то покупателю понадобится, по заявке привезем. Как только весенний сезон наступает, активно заказывают пленку для теплиц, удобрения, летом – стройматериалы. Все заявки выполняем, – говорит Светлана Петюк. –  Скоро начнем составлять подарочные наборы к праздникам, учитывая запросы жителей. Главное, чтобы были покупатели, а товаром мы обеспечим. Несколько лет назад здесь был еще коммерческий магазин, но продержался три года и закрылся. А потребкооперация, как видите, село не бросает.

IMG_5844.jpg

Надо отдать должное продавцам: забота о покупателе здесь видна. Причем о своей поездке мы уведомили зампредседателя райисполкома за несколько часов. За это время такой ассортимент не успеешь обеспечить. Значит, картина объективна. Но лучше спросить об этом самих покупателей. Местный житель Валерий Кастусик постоянно здесь отоваривается.

IMG_5857.jpg

– Всего хватает. Летом заказывал цемент, кое-какие стройматериалы, заявку оперативно выполнили, даже домой доставили, – говорит мужчина.

IMG_5813.jpg

IMG_5826.JPG

Общаемся с Леокадией Венской. Бабушка говорит, что дефицита ни в чем не ощущает, и рассказывает о своих предпочтениях:

IMG_5870.jpg

– Я люблю творог, он здесь разных видов. Часто покупаю горький шоколад, тоже всегда есть в наличии. Продавцы постоянно интересуются у жителей, что еще подвезти, но мне, например, достаточно товара. К праздникам обычно ассортимент еще богаче. Средства бытовой химии тоже есть, никуда не надо ехать. Летом заказываем удобрения, грунт – всё привозят. Мы не требуем, чтобы «вясковы» магазин стал торговым центром.

Полностью с ней согласна Наталья Загдай. Единственное пожелание, которое высказывают женщины, – добавить к промышленной группе постельное белье, полотенца в подарочных упаковках. Мол, эти товары жители покупали бы для подарков. Зампредседателя Ольга Железовская берет на заметку.

Ноу-хау в Раклевичах

Едем в агрогородок Раклевичи. Этот населенный пункт крупнее – здесь проживают 385 человек. Единственный торговый объект, также принадлежащий потребкооперации, работает без выходных. Заведующая Инна Пашукевич и продавец Наталья Грицук внедрили в этом году ноу-хау. В одном из мессенджеров создали группу под названием «магазин Раклевичи» и оповещают жителей о поступлении товаров, скидках, здесь же могут общаться с покупателями, узнавать об их предпочтениях.

IMG_5875.jpg

– Вот, например, получили свежего карпа, фотографируем, выкладываем в группе, пишем стоимость. И у нас – ажиотаж, – рассказывает Наталья Грицук. – Поменялся режим работы – сразу пишем в группе. Очень удобно. И на рекламные буклеты не надо тратиться. Работаем по-современному.

IMG_5882.jpg

– Сейчас уже начинаем готовиться к праздникам, продумываем, что будем заказывать. Обязательно красную рыбу, торты, кулинарные полуфабрикаты, пироги, ананасы, помело. Так что покупатели могут быть уверены: зайдя в наш магазин, вполне можно накрыть праздничный стол, – дополняет коллегу Инна Пашукевич. – Собираем подарки из парфюмерно-косметической продукции, продуктовые наборы.

IMG_5883.jpg

Ассортимент продовольственных товаров здесь действительно богатый. А что говорят покупатели?

– Ни разу не сталкивалась с тем, чтобы не было молока или хлеба. Всего достаточно. Сельский житель не избалован, но, конечно, приятно, когда чувствуем заботу о себе. Продукция свежая, продавцы приветливые, всегда оповестят о скидках. Сами понимаете, как слово «скидка» действует на покупателей, – улыбается местная жительница Наталья Стридинская.

Кристина Кульша тоже вполне довольна ассортиментом:

Кристина .jpg

– У меня двое детей младшего возраста. Всегда в нашем магазине покупаю сырки глазированные, йогурты, конфеты. Беру колбасу, пельмени. Ждем к праздникам ананасы. В целом всё, что надо, есть. Шикарный сельский магазин.

IMG_5903.jpg

К слову, в агрогородке Раклевичи появится еще один магазин. Вариант открытия здесь торгового объекта рассматривает индивидуальный предприниматель. Подходящее помещение имеется.

Жалоб стало меньше

Как проинформировала Ольга Железовская, в Дятловском районе функционируют 373 торговых объекта, в том числе 35 – в сельской местности, из которых 22 принадлежат Дятловскому филиалу облпотребобщества. Жителей малонаселенных пунктов обслуживают автомагазины. Всего их 9. Все, за исключением одного, принадлежат потребкооперации.

IMG_5838.jpg

– Средний чек по автомагазину составляет 12-15 рублей. Для частника – не прибыльный бизнес, поэтому привлечь его в эту сферу сложно. Но потребкооперация выполняет свою функцию, благодаря чему ни один населенный пункт у нас не остается без торгового обслуживания, – подчеркивает Ольга Железовская. – Иногда возникают вопросы по ассортименту товаров, но все оперативно решаем. Чтобы быть в курсе происходящего, работаем в тесном контакте с сельисполкомами, общаемся с населением. К примеру, недавно была в агрогородке Войневичи, разговаривала с покупателями. Люди попросили расширить ассортимент чулочно-носочных изделий. Вопрос решен. Мы понимаем, что в городе проще все купить, есть выбор. Глава государства всегда обращает внимание на то, чтобы деревенские жители не были обделены. Вопрос торгового обслуживания сельской местности у нас всегда на повестке дня. 

В предыдущие годы, по словам собеседницы, жалоб было гораздо больше, в текущем их практически нет. Ситуация с торговым обслуживанием находится на ее личном контроле. За весь период текущего года поступило только две жалобы. В первом случае люди сетовали на то, что недостаточно широко представлена школьная продукция. Но звонок поступил в июне, когда торговля еще не успела расширить ассортимент к новому учебному году. Вторая жалоба была по отсутствию спичек в автомагазине.

– Нерешаемых вопросов нет. Мы всегда идем навстречу покупателям. На днях поступил звонок от председателя Даниловичского сельисполкома. К нему обратились жители агрогородка Торкачи и попросили включить их улицу в маршрут автомагазина. В самом населенном пункте есть стационарный торговый объект, но жителям данной улицы далековато туда ходить, а автомагазин проезжает рядом в соседнюю деревню. Вопрос решили буквально в тот же день. Теперь людям удобно.

КОМПЕТЕНТНО

Начальник управления торговли и услуг Гродненского облисполкома Ольга Карачун:

– Ассортимент товаров и комфорт в обслуживании важны не только городскому, но и сельскому покупателю. Поэтому мероприятия, которые проводит управление, направлены на оценку и в последующем выработку совместных решений с субъектами хозяйствования, сельскими исполнительными комитетами по ритмичному и равномерному торговому обслуживанию жителей сельской местности. Речь идет о работе как автомагазинов, так и стационарных торговых объектов. В этом вопросе, конечно, нужно исключить влияние, например, человеческого фактора, фактора искусственного дефицита, который опять же зависит от работы на местах. Тем более что в стране и в регионе в частности производится достаточно и в широком ассортименте продовольственной продукции, товаров повседневного спроса. Важно правильно выстроить логистику, маршруты своевременного завоза товаров, обеспечить полноту и своевременность подачи заявок на поставку той или иной продукции. Системная оценка реализации товара уже постфактум, покупательского спроса и насыщения сети, в том числе с учетом влияния сезонных факторов, позволит в полном объеме обеспечить торговые объекты востребованным товаром. Здесь нельзя исключать и работу по заявкам. Нужно быть мобильнее, маневреннее. В торговом обслуживании жителей сельской местности необходимо говорить не столько о коммерческой составляющей в работе торговых объектов и автомагазинов, сколько о доступности данной услуги населению. Контрольные мероприятия позволяют выявить узкие вопросы, требующие внимания. Например, где-то подсказать по ассортименту. Конечно, положительных отзывов гораздо больше, чем отрицательных. Работа с душой, исключая формализм и принимая во внимание потребности каждого жителя, всегда найдет добрый отзыв, благодарных и постоянных покупателей.

Источник: газета “Гродзенская праўда”