Более 900 новых формул за 23 года
Нашим «проводником» в мир прекрасного стала главный технолог, начальник участка приготовления косметики СП «БЕЛИТА» ООО Полина Логацкая. «По первому образованию я фармацевт, по второму – химик. О том, что СП «БЕЛИТА» ООО требуется технолог-химик, я узнала, когда работала младшим научным сотрудником на кафедре «Охрана окружающей среды» в Белорусском государственном технологическом университете. Возможность попробовать себя в другой сфере показалась мне очень заманчивой. Я успешно прошла собеседование, и меня утвердили на эту должность. Это было 23 года назад», – рассказывает Полина Павловна. Поначалу, как и в любом новом деле, было непросто, признается героиня. Приходилось быстро учиться и многое осваивать самостоятельно.
«Однако этот процесс доставлял мне большое удовольствие. Ведь женщины всегда любили и будут любить косметику. А работать над ее созданием, знать, из каких ингредиентов она готовится, и видеть финальный результат – безумно интересно, – продолжает главный технолог. – Вместе с тем работа у нас сложная и ответственная, а темп очень высокий: если в 1995 году «БЕЛИТА» выпускала не более 30 наименований продукции (в основном шампуни, бальзамы, кремы и лосьоны), то сейчас ассортимент превышает 900 наименований. Новая линейка косметики выходит каждый месяц. При этом, мне кажется, именно этот ритм работы подогревает интерес и мотивирует нас к постоянному развитию».
Моду на косметику диктуют тренды
Любой продукт начинается с идеи. Маркетологи предприятия посещают крупные международные выставки косметики и семинары, где знакомятся с основными трендами: популярными ингредиентами и наиболее востребованными на рынке продуктами. «Ведь для того, чтобы заинтересовать покупателя, непременно нужно следить за модными тенденциями и понимать, в каком продукте сейчас нуждаются люди, – отмечает Полина Логацкая. – К примеру, благодаря корейским производителям, во всем мире стали популярны ВВ-кремы, пилинги-скатки, тканевые маски. Очень востребованы средства с гиалуроновой кислотой. Было бы неправильно игнорировать эти тренды. Вместе с тем очень важно адаптировать их под своего потребителя. Ведь тот продукт, который подходит, положим, азиатской женщине, не всегда подойдет славянке». Маркетологи ставят разработчикам конкретные задачи. К слову, с 1999 года научные специалисты «БЕЛИТА» разрабатывают косметические формулы в собственном научно-координационном центре. У каждого из них – свой проект, который каждый ведет с нуля и до выпуска на производстве. Финальные формулы тестируют волонтеры, заполняются анкеты. Разработка нового продукта занимает как минимум 1 год. Бывает, от появления идеи до конечного продукта проходит 2–3 года. Все зависит от сложности формулы продукции, инновации и сырья.
Параллельно с разработчиками трудятся художники-дизайнеры. На создание упаковки также требуется немало времени: как правило, от трех месяцев до полугода. Получившиеся варианты дизайнер представляет на суд художественного совета, в который входят разработчики, маркетологи, технологи и другие специалисты. Худсовет выбирает один из предложенных вариантов либо предлагает дизайнеру доработать проект. По словам главного технолога, внешнему виду косметики следует уделять ничуть не меньше внимания, чем ее составу. Ведь сегодня в условиях высокой конкуренции очень важно заинтересовать покупателя в том числе привлекательной упаковкой.
97% сырья – импортное
«Рецептуры на новые линейки разработчики передают мне, – продолжает собеседница. – Моя задача – адаптировать их к производству. На специальном оборудовании изготавливаются небольшие установочные партии продукта. Они проходят испытания в аккредитованных лабораториях, где проверяются на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза «О безопасности парфюмерно-косметической продукции». После чего рецептура каждого продукта утверждается в Минздраве. Заключительный этап – регистрация декларации на право реализации продукции». К слову, больше всего ингредиентов входит в состав «белой» косметики (кремы, сливки, молочко) – от 20 до 25. Ведь для того, чтобы получить интересную формулу, которая будет стабильной, с приятной текстурой, и в то же время покажет заявленный эффект, требуется много компонентов, поясняет Полина Логацкая. Это и эмульгаторы, и функциональные ингредиенты (витамины, пептиды, аминокислоты, гиалуроновая кислота, экстракты и многое другое), отвечающие за увлажнение, питание или, к примеру, разглаживание морщин. При этом каждая заявленная функция непременно должна быть документально подтверждена.
«Все активное косметическое сырье, которое мы приобретаем у ведущих мировых производителей, имеет клиническое подтверждение, – поясняет главный технолог. – А 97% нашего сырья – импортного происхождения. Мы закупаем его у тех же производителей, что и крупные мировые бренды. Конечно, для того, чтобы приготовить качественный продукт, одного хорошего сырья недостаточно. Без современного высокотехнологичного оборудования и квалифицированных специалистов ничего не выйдет. Процесс производства косметической продукции постоянно контролируют опытные технологи-химики». Несмотря на то, что белорусская и импортная косметика изготавливаются из одного и того же сырья, их стоимость сильно отличается. По словам собеседницы, при формировании цены учитывается множество факторов, в том числе частота и объемы производства. К примеру, у производителя, который закупает всего 10 килограммов сырья и варит 100 килограммов крема, продукт будет дороже, чем у того, кто закупает сырье большими партиями. «Мы производим более 600 тонн парфюмерно-косметической продукции в месяц. К примеру, кремы для рук и тела варятся в двухтонных смесителях, бальзамы – в четырехтонных, а шампуни – в шеститонных», – поясняет Полина Логацкая.
Белоруски стали лучше ухаживать за собой
Отвечая на вопрос «Какой должна быть белорусская женщина?», главный технолог «БЕЛИТА» подчеркнула: «В первую очередь здоровой. Ведь когда женщина здорова, ей хочется хорошо выглядеть». По мнению собеседницы, белоруски стали лучше ухаживать за собой, чем 20 лет назад. Во-первых, это связано с тем, что ассортимент косметики расширился и она стала более доступной. Во-вторых, появилось больше информации. Когда женщина видит на экране телевизора, в интернете или, к примеру, в глянцевом журнале, как выглядят ее ровесницы, ей хочется выглядеть как минимум не хуже, чтобы быть интересной мужу, семье и окружающим. Полина Логацкая отметила, что особой популярностью у наших женщин пользуется уходовая косметика, способная заменить некоторые салонные процедуры, маски на нетканой основе, линейки для возрастной кожи, а также декоративная косметика – тушь, хайлайтеры и ВВ-кремы. В то же время наряду с полюбившимися новинками уже не одно десятилетие наши женщины неизменно доверяют шампуням и бальзамам отечественного производителя. Главный технолог предприятия подчеркивают, что сама любит всю без исключения косметику, с которой работает и с удовольствием ей пользуется. «Я знаю все формулы и сырье, на котором она изготавливается. Конечно, для сравнения покупаю импортные продукты, что-то мне дарят. Но, попробовав, понимаю, что у нас очень хороший уровень и смысла переплачивать я не вижу», – добавила героиня.