До Нового года чуть больше двух недель, праздничное настроение уже витает в воздухе. Каждое предприятие и организация в меру возможностей и стоящих перед ними задач подключаются к предновогоднему марафону. На что же в первую очередь обращают внимание сельские жители? Обобщим услышанное в командировках. Говорят, важно, чтобы тот, кто по каким-то причинам одинок и нуждается во внимании, получил это тепло в том числе от профильных организаций. А еще о том, чтобы не разочаровывал ассортимент в деревенских магазинах. Запрос, как видим, непритязательный и абсолютно справедливый. Выяснили, как этот важный минимум реализуют в регионах.
Автолавке в деревне рады всегда.
В конце ноября Глава государства поручил Правительству и Администрации Президента обеспечить необходимый ассортимент в торговых объектах малых населенных пунктов по доступным ценам — особенно в преддверии новогодних и рождественских праздников. Корреспонденты «СГ» отправились в Вороновский район, чтобы увидеть, как выполняется это поручение. Выбор отнюдь не случаен: количество сельского населения на Вороновщине более чем вдвое превышает городское, а в основе экономики — предприятия аграрно-промышленного комплекса.
С председателем Мисевичского сельисполкома Ириной Федосевич направляемся в небольшую деревеньку Смильгини, где как раз в это время должна работать автолавка КСУП «Гирки». К нашему приезду торговля в самом разгаре. Несмотря на мороз, у витрины собралось немало односельчан.
— Выбор великолепный. Посмотрите: куры, фарш, рыба, — отмечает местная жительница Ирина Микша. — Молоко, хлеб, кефир, колбасы, заморозка… Когда в деревне магазин закрыли, пустили автолавки, в неделю они бывают тут восемь раз. Приезжают от райпо, частника и сельхозпредприятия. Каждая со своим ассортиментом, мы довольны.
За бесперебойную и качественную работу колхозной, как ее здесь называют, автолавки отвечает главный специалист по организации закупок и продаж в торговле и общественном питании КСУП «Гирки» Наталия Миклашевская. Автолавка обслуживает свыше 30 деревень, то есть более 3 тысяч человек.
Наталия Миклашевская.
— Стараемся удовлетворить потребности сельского населения, — рассказывает Наталия Миклашевская. — При формировании ассортимента сотрудничаем преимущественно с отечественными производителями, наши продукты качественные, доступные по цене. В работе акцент — на культуре обслуживания покупателей. Грубость и хамство у нас под запретом.
Однако Наталия Тадеушевна не может не признать, что, как и в любой работе, здесь есть свои подводные камни: на асфальте выбоины, а там, где нет покрытия, не всегда вовремя грейдируют. В осенне-зимний период это затрудняет своевременную явку к назначенному времени и вызывает у людей недовольство. Попробуй постой на морозе хотя бы тридцать минут в ожидании автолавки — взвоешь!
В Мисевичах два объекта для посещения — частная автолавка и магазин Вороновского филиала облпотребобщества. И снова у автолавки аншлаг. Индивидуальный предприниматель Рената Кузьма старается не задерживать на морозе очередь из покупателей и, моментально ориентируясь среди немалого ассортимента, выдает нужный товар.
В магазине райпо — свежий хлеб нескольких видов из собственной пекарни, молоко от разных производителей, фрукты, овощи, хозяйственные товары первой необходимости… На первый взгляд, всего достаточно, только вот мы фиксируем отсутствие цветных ценников, которые должны выделять товары на скидках.
А теперь посмотрим, пройдет ли ассортимент магазина экзамен взыскательного сельского покупателя. Ирина Неделько пришла за молотым кофе двух видов: сын любит сильную обжарку, а она — среднюю. Спустя несколько минут необходимое уже было у нее в руках.
Сотрудницы магазина знают предпочтения местных жителей, поэтому практически всегда те уходят довольными:
— Сельчане требовательны к качеству товара, срокам выпуска. Вчерашний хлеб считают несвежим, а трехдневное молоко — старым. Ведем комьютерный учет товаров первой необходимости и заказываем оптимальное количество. Иногда бывают резкие скачки спроса, например на сахар в период закатки компотов и варенья. Если необходим довоз — организуем в тот же день.
Следующий пункт остановки — деревня Курчевка. Приехал автомагазин районного филиала облпотребкооперации. Первая в очереди — улыбчивая, приветливая женщина. Знакомимся. Вера Ивановна Васько 59 лет работает заведующей Курчевского сельского клуба. Занесена в Книгу славы Вороновского района. Узнав, что нас интересует ее мнение о работе торговли, отмечает:
— Товар хороший. Но и продавцы такие, что всегда можно быть уверенными: все необходимое привезут. Вот праздники пойдут. Например, нужен тортик. У каждого вкусы разные. Значит, каждого выслушают и доставят то, что заказал.
По итогам рейда встречаемся с председателем Вороновского филиала Гродненского облпотребобщества Валерьяном Андруконисом. Задаем вопрос: почему некоторые жители отмечают неширокий ассортимент в автолавках этой организации по сравнению с конкурентами?
Валерьян Андруконис.
— Наверное, у тех, кто так говорил, сработал личностный фактор. Убежден, ассортимент у нас достойный. Доезжаем до всех населенных пунктов района, не ограничиваясь крупными, как частник. Были и остаемся палочкой-выручалочкой для сельских жителей, — расставляет руководитель точки над «i». — Обслуживаем 242 населенных пункта девятью автомагазинами. Из них 43 — численностью до десяти человек. Стараемся загрузить большее количество товаров первой необходимости. Поэтому пусть выбор будет нешироким, но ассортиментный минимум выдерживаем. Выполняем социальную функцию, а у частника — бизнес. Но каждый день выходим на маршрут.
Автолавка в деревне, подчеркивает собеседник, больше, чем просто магазин. Ее сотрудники даже медикаменты привозят под заказ пожилым покупателям, живущим в населенных пунктах, где нет аптек. Не торгуют, а помогают, оказывая услугу.
Заместитель директора Вороновского филиала Гродненского облпотребобщества Андрей Болобан объяснил ситуацию с отсутствием разноцветных скидочных ценников в магазине агрогородка Мисевичи:
Андрей Болобан.
— Функционируют 44 объекта стационарной торговли. Половина их товарооборота приходится на сельскую местность. У нас есть акционные позиции. На объекте, который вы посетили, такие товары представлены, но пока не выделены соответствующими ценниками. Ситуацию исправим.
ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ
Ирина Федосевич возглавляет Мисевичский сельсовет с 2017 года. По ее словам, за этот срок сельская торговля кардинально поменяла свое лицо: магазины стали современными внутри и привлекательными снаружи. А люди оценили разнообразие на полках и индивидуальный подход в обслуживании.
— У нас даже были случаи, когда мы останавливали автолавку и возвращали ее в деревню, из которой она уехала, потому что покупатель не успел. Вот он прибегает и видит пустую стоянку. Звонит мне, я — в райпо. Спустя некоторое время автомобиль снова приезжает, чтобы человек ни в коем случае не остался без хлеба, молока. Потому что это случилось в деревне, от которой до ближайшего магазина двенадцать километров. Лично изучаю ассортимент местных магазинов. Бывает, звоню в райпо: закончилось то-то и то-то, подвезите. В течение нескольких часов все уже лежит на прилавках. На территории сельсовета 31 населенный пункт. В 12 из них население менее двадцати человек. Частные автолавки и мобильный магазин КСУП «Гирки» туда не заезжают. Только автомагазины райпо, за что мы этой организации бесконечно благодарны.
По итогам поездки сделали выводы и мы. Благодаря совместным усилиям райпо, местного сельхозпредприятия и частного предпринимателя сельчане в Вороновском районе не испытывают дефицита в продовольственных товарах. Но недоработки все же есть. В первую очередь надо активнее продвигать акционные предложения. Немаловажна также инфраструктура, которая на селе включает дороги и укрытия для покупателей у стоянок автомагазинов. В Смильгинях, к слову, очень ждут навес, под которым можно было бы спрятаться от солнца и непогоды, пока ждешь автолавку.
Источник: sb.by