В информации регулятора отмечается, что увеличилась интенсивность инфляционных процессов: годовой прирост потребительских цен в сентябре составил 5,6%. Несмотря на более высокие темпы роста основных ценовых индикаторов, в общем траектория движения потребительских цен сохраняется в рамках целевого параметра, сообщили в Национальном банке.
Увеличению годовых темпов роста потребительских цен за этот период способствовала динамика как базовой инфляции, так и сезонных и регулируемых цен. Что касается последних, то основной вклад внесло повышение цен на топливо, а также стоимости услуг высшего образования и связи. В то же время сезонные цены выросли в сентябре на 1,1% к аналогичному месяцу 2017-го. Годовая базовая инфляция составила 3,9% (3,1% – в июне 2018-го). Повышение интенсивности динамики данного показателя в III квартале вызвано рядом факторов. Наибольшее влияние оказал конъюнктурный шок на рынке мясной продукции.
В условиях ослабления белорусского рубля и повышения цен на топливо инфляционные ожидания в июле–сентябре увеличились. Полученная на основе данных опроса населения оценка ожидаемого в следующие 12 месяцев роста цен составила 11,7% в августе, что выше уровня предыдущей оценки на 0,3 процентного пункта. При этом ощущаемая респондентами инфляция за последние 12 месяцев снизилась и составила 12,5%. Инфляционные ожидания предприятий также выросли: в сентябре до 24,6% (23,2% – в июне) увеличилась доля респондентов, ожидающих ускорения роста потребительских цен в ближайший год.
Высокая доля импорта
Как отметили в Нацбанке, в III квартале текущего года экономический рост продолжил замедляться за счет снижения в первую очередь инвестиционного и в меньшей степени потребительского спроса. В целом влияние на инфляцию со стороны экономической активности оценивается как нейтральное. С июля по сентябрь дальше снижаются темпы роста реальной заработной платы в годовом выражении. По мере исчерпания отложенного спроса замедляется рост потребительского кредитования и активности населения на потребительском рынке. Вместе с тем их уровень остается достаточно высоким, что может нести дополнительные проинфляционные риски. В сентябре 2018-го годовой прирост потребительских кредитов составил 57,1% (69,7% – в июне 2018-го). Прирост реального розничного товарооборота составил 7,5% по отношению к III кварталу предыдущего года. При этом в структуре по-прежнему достаточно высока доля импортных товаров, в первую очередь – в непродовольственном сегменте.
Продают меньше, покупают так же
Ставка рефинансирования с 27 июня 2018 года сохранилась на уровне 10% годовых. Динамика процентных ставок на денежном рынке обеспечивает умеренный рост кредитования экономики и приток свободных денежных средств в банковскую систему. На фоне некоторого ослабления белорусского рубля в III квартале снижается отток валютных вкладов из банковской системы, менее значим приток срочных рублевых вкладов (депозитов) населения. Несмотря на это, в годовом выражении положительная динамика сохраняется. Так, в сентябре срочные рублевые вклады (депозиты) выросли на 18,3% в годовом выражении. Для сравнения: в июне показатель был 16,1%. Замедление потребительского кредитования определяло динамику кредитования экономики в целом.
На фоне внешнего шока (ослабления российского рубля относительно других валют из-за очередных санкций против России) в III квартале текущего года увеличились девальвационные ожидания экономических агентов. Поэтому в сентябре относительно августа снизились объемы продажи иностранной валюты населением, а покупки – сохранились. При этом спрос на иностранную валюту со стороны предприятий вырос благодаря опережающим темпам роста импорта по сравнению с экспортом. Все это отразилось на курсовой динамике: белорусский рубль по итогам квартала ослаб к доллару США на 2,3%, к евро – на 0,3% и укрепился к российскому рублю на 3,5%.